Методические рекомендации для библиотекарей для организации летнего досуга детей

Каникулы, каникулы… О них мечтают дети, о них нередко и всерьез размышляют взрослые, детство которых уже ушло. И не менее эта тема волнует воспитателей, работников летних лагерей и библиотекарей.

Лето – роскошные дни каникул, когда дети открывают мир и себя в этом мире.

Лето – время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Каждый день, каждый час летних каникул удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, дети умнеют, духовно богатеют, становятся лучше.

Чем занять ребят во время каникул? Каким образом организовать досуг детей? На эти вопросы помогут вам ответить методические рекомендации «Каникулы в библиотеке».

Правильно организованные прогулки, экскурсии, походы станут эффективным средством воспитания лишь в том случае, если будут сочетаться с викторинами, играми, различными конкурсами и соревнованиями.

Организация летнего отдыха детей и подростков – традиционное направление деятельности общедоступных библиотек. Летом главная задача всех библиотек заключается в том, чтобы охватить содержательным отдыхом как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству общения, привить любовь к книге, бережному отношению к природе.

Библиотеки часто сотрудничают со школами, детскими садами, с лагерями отдыха, чтобы организовать летний отдых. Кроме того, работники библиотек, используют самые разнообразные формы и методы рекламной деятельности, публикуют информацию в СМИ, рассказывают о программе летних чтений, помещают листовки на подъездах ближних домов, проводят индивидуальные беседы со своими читателями.

Формы организации летнего досуга детей и подростков в условиях библиотеки.

Все представленные ниже модули взаимосвязаны между собой, и, вместе с тем, каждый обозначенный модуль может выступать как самостоятельное направление деятельности библиотеки.

Реализация этих модулей позволит включить библиотеку в летнее расписание смысловой занятости детей.

 

Модуль 1: Организация пространства для детей в библиотеке.

Организация пространства современной библиотеки - один из факторов её привлекательности для детей.

В силу своих психологических и возрастных потребностей детям в библиотеке хочется не только читать, но и играть, общаться, учиться, смотреть фильмы. Библиотечное пространство для детей призвано обеспечить свободу выбора разнообразных форм деятельности, быть легко обживаемым посетителем, а интерьер выглядеть как «приглашающий, заманивающий», располагающий к себе. Обязательное условие в организации работы библиотеки летом – выделение зон соответственно возрасту читателей, роду предлагаемой деятельности.

Необходимо организовать зону для творчества детей. Это может быть небольшой уголок, где достаточно поставить столик и несколько стульев вокруг, чтобы небольшая группа детей из 3-5 человек могла заниматься творчеством, расположив на столе бумагу, карандаши, краски, фломастеры, пластилин, природные материалы, клей, ножницы и т.д. Для демонстрации рисунков и поделок должно быть выделено специальное место.

Рекомендуем на летний период времени выделить зону для общения подростков со сверстниками, место для игры в настольные, компьютерные,

развивающие игры.  К формированию библиотечного пространства относится также оформление среды вокруг библиотеки. Это может быть внутренний двор или сад, которые используются для организации дополнительных мест для чтения, для проведения различных мероприятий, площадка для детских игр, позволяющая создать органичное единство: спокойное чтение в стенах библиотеки и выплеск энергии на свежем воздухе.

 

Модуль 2:Наглядные формы работы с детьми

В летний период времени книжные выставки должны отражать летнюю тематику: «Мы идем в поход», «Грибнику и ягоднику», «Солнечное летнечтение», «Лето – время читать, восхищаться и спорить», «Лучший отдых с пользой для ума» и т.д.

Летом детям будут интересны выставки на тему «Как твои сверстники проводят лето», «Летнее приклюЧтение», на которых можно представить книги не только современные, но и любимые книги старшего поколения. Например: А. Гайдар «Тимур и его команда», В. Нестайко «Робинзон Кукурузо», Л. Евгеньева «Лягушка» и другие.

Организация интерактивных выставок, приглашающих читателей к общению, диалогу, поиску информации

 (выставка-опрос, - поиск, - кроссворд, - отзыв, - совет, - рекомендация и др.) наиболее актуальна в период школьных каникул.

В соответствии с темой летних чтений можно оформить стенгазету, состоящую из отдельных элементов, которая будет пополняться в зависимости от количества участников программы, прочитанных книг и выполненных заданий. Например, наглядно представить результаты участия

в программах летнего чтения можно в виде вселенной, луга с бабочками и цветами, моря с рыбками.

Свои впечатления от летнего отдыха, прочитанных книг, новых знакомств читатели могут написать и нарисовать на забор-газете (большом листе ватмана, вывешенного в библиотеке).

Привлекут внимание читателей и выставки коллекций, фотографий, рисунков о лете, походах, приключениях, чтении летом и других интересных летних занятиях.

 

Модуль 3: Рекламная деятельность библиотеки

Накануне школьных летних каникул необходимо оповестить детей и подростков о предлагаемой им библиотекой программе летнего чтения, поместив информацию на информационных стендах библиотеки, школ, кинотеатров, учреждений дополнительного образования. Информация должна выглядеть привлекательно для детей и подростков. Поэтому при оформлении рекомендуем использовать летнюю атрибутику и прибегнуть к помощи читателей-детей.

Важную роль несут рекламные буклеты, объявления, выступления в СМИ, рекламные акции, опросы-приглашения.

Календарный план мероприятий, предлагаемых читателям, должен быть понятен читателям-детям.

Модуль 4: Программы летнего чтения

Программы летнего чтения – комплексные мероприятия, включающие в себя

различные формы индивидуальной и коллективной деятельности детей в библиотеке. Программа должна быть составлена для читателей-детейразного возраста. До начала чтений необходимо провести в библиотеке анкетирование среди детей и их родителей, результаты которого помогут выбрать тему Программы летнего чтения и определиться с заданиями, наиболее интересными для детей.

Для привлечения наибольшего количества участников программы летнего чтения необходима её широкая реклама в СМИ. Презентацию программы рекомендуем сделать в форме яркого праздника, что будет способствовать привлечению внимания к ней детей и их родителей.

Программы летних чтений строятся на конкурсной основе, что позволяет осуществлять руководство чтением без назиданий, по личной инициативе участника с целью зарабатывания дополнительных баллов. Программа строится так, чтобы оказать помочь читателю в организации последовательного чтения.

После составления программы рекомендуем изготовить летние читательские буклеты для участников. В буклеты включить задания, способствующие развитию воображения, фантазии, творчества читателей-детей. Это могут быть литературные головоломки, кроссворды, загадки, вопросы викторины, рассказ о понравившейся книге, прочитанной летом, придумывание окончания истории, иллюстрация к книге и т.д. Хорошо, если в буклет будут включены задания на совместное выполнение с родителями.

В программы летних чтений рекомендуем включать чтение по кругу, чтение вместе, чтение вслух старших детей младшим. Примеры организации программ летнего чтения.

Программа летних чтений «Лето на острове сокровищ»

Опыт работы МКУ «Вейделевская централизованная библиотечная система»

Лето - прекрасная пора с пользой провести свободное время, пополнить багаж знаний; найти интересное занятие; пообщаться со сверстниками; принять участие в конкурсах и викторинах, праздниках и других библиотечных мероприятиях.

Название программы - «Лето на Острове Сокровищ»

Символ программы - попугай Кеша.

Девиз - «Лето не для скуки, если книгу взял ты в руки!»

Цели программы:

 организация досуга детей и подростков в летнее время;

 стимулирование чтения детей летом, расширение кругозора;

 формирование у детей экологической культуры;

 развитие творческих способностей детей на основе книги;

 организация совместного творчества детей и родителей;

 оказание методической помощи другим учреждениям и организациям, работающим с детьми летом.

Этапы и сроки реализации:

Летняя программа «Лето на Острове Сокровищ» условно разделена на три блока:

I блок - «Веселое путешествие в мир природы» (Июнь)

II блок - «Любителям загадок и тайн» (Июль)

III блок - «На радость детям и их родителям» (Август)

План реализации программы:

I блок «Веселое путешествие в мир природы»

 «Кладовая здоровья» - Путешествие в зеленую аптеку.

 «Загадки лесовичка» - Загадочная экскурсия

 

«Время радостных затей» - Выставка-игра

II блок «Любителям загадок и тайн»

 «Зеленые страницы»: биолого-экологическая викторина

«Азбука здоровья»: игра-путешествие.

 

III блок «На радость детям и их родителям»

 «Веселый зоопарк» - познавательно-развлекательный час.

Конкурс поделок и рисунков «Веселый зоопарк»

(индивидуальная предварительная работа)

 Школа юннатов: книжная выставка-совет.

 Конкурс овощей Острова Сокровищ (индивидуальная предварительная работа)

Реклама программы

Участником программы летнего чтения может быть каждый. Вас ждет удивительное путешествие по страницам книг, а также интересные конкурсы.

Победителем станет тот, кто успешно справится со всеми нашими заданиями. В этом вам помогут книжные выставки, рекомендательные списки и советы библиотекаря.

Каждому участнику программы вручается «Читательский билет», в котором библиотекарь будет отмечать, какое количество баллов набрал участник. Читательский билет оформлен красочно, с символом - попугаем Кешей.

Книгу прочитаешь - Пиастру получаешь.

 На Острове Сокровищ найдем с тобою «клад».

И этому сокровищу будет каждый рад.

Основные условия получения баллов:

Книгу прочитаешь - пиастру получаешь. Выбери цвет пиастры:

 медная - хорошая книга, серебряная - очень хорошая, золотая - замечательная. На пиастре написано название книги и автор. (1 балл за книгу)

 Нарисовать иллюстрацию к прочитанной книге. (5 баллов)

 Нарисовать или сделать «кадр сюрприз» или конкурс начинающих фотографов. «Как я летом отдыхаю». (5 баллов)

 На Острове Сокровищ вырасти свой овощ и прими участие в выставке овощей в августе. (5 баллов)

 Конкурс «Веселый зоопарк». Нарисуй или сделай из любого материала животного или птицу, о которой ты прочитал в книге. (5 баллов)

 Сделай гербарий лекарственного растения. (5 баллов)

 Конкурс сказок и стихотворений. Напиши стихотворение или сказку, не очень длинную и не очень скучную. Можно (и даже нужно) в трудных ситуациях при создании Вашего произведения прибегать к  помощи родителей (5 баллов)

 Посещения мероприятия Острова Сокровищ (10 баллов)

В конце лета (30 августа) попугай Кеша назовет самого богатого читателя Острова Сокровищ и вручит ему приз «Победителя».

Самые активные будут размещены на стенде под пальмами. Над их именем будет возвышаться стопочка пиастр, что даст наглядно увидеть ребятам, кто из них стал самым богатым. По цвету, пиастр будут названы книги, которые получили от ребят высшую оценку «Замечательная книга».

Ожидаемый результат:

 Привлечь как можно больше детей к чтению книг и журналов;

 расширить кругозор читателей;

 заинтересовать детей и родителей участвовать во всех занимательно-

выявить самых активных читателей библиотеки и наградить их.

«Летом с книгой я дружу»

опыт работы МКУ «Калининская межпоселенческая библиотека»

Суть проекта: привлечение к чтению детей в летнее время через индивидуальную работу с читателями, а также систему досуговых и познавательных мероприятий в библиотеке и за её пределами.

Цель: Привлечение детей к чтению в летнее время.

Задачи:

Организовать индивидуальную работу с читателями во всех отделах, направленную на привлечение к чтению в летнее время;

Разработать рекомендательные списки литературы для чтения летом;

Организовать массовую работу с летними лагерями и детскими садами в читальном зале;

Организовать досуг детей в библиотеке летом.

Описание проекта.

Подготовительная работа по реализации проекта.

Создание комфортной среды в библиотеке.

Были оформлены игровые и информационные зоны, чтобы детям было уютно и интересно проводить досуг:

«Играй, считай, разгадывай» (уголок с настольными играми и книгами-играми);

«Умники и умницы» (уголок кроссвордов, ребусов, головоломок);

«Город художников» (уголок для рисования);

«Сделаем сами своими руками» - выставка творческих работ детей;

Оформление информационного стенда «Каникулы без скуки».

Работа с фондом.

Были оформлены книжные выставки и уголки:

«Живут на свете книжки» в читальном зале;

«Летом с книгой я дружу» на абонементе;

«Друзья зовут на юбилей» - книжные выставки по творчеству писателей-юбиляров;

«Есть в календаре такая дата» - книжные выставки, посвященные знаменательнымдатамлета;

 

Создание литературно-игровых буклетов и литературно-игровых закладок.

Были составлены, изданы и растиражированы:

Литературно-игровые буклеты «Живут на свете книжки» для летнего чтения учащихся средних классов;

Литературно-игровые закладки «Лето красное пришло», «Красное коромысло через реку повисло», «Из леса, с поля, с грядки весёлые загадки» для привлечения младших школьников к чтению книг из отдела «Фольклор»;

Создание рекомендательных списков литературы для чтения летом.

Были составлены, изданы и размножены рекомендательные списки:

Список книг для чтения летом детям, закончившим 1-ый класс;

Список книг для чтения летом детям, закончившим 2-ый класс;

Список книг для чтения летом детям, закончившим 3-ый класс;

Индивидуальная работа по проекту

Информационный стенд «Каникулы без скуки», на котором была представлена вся информация о летнем проекте.

Выставка «Вас в сказку добрую зовём…» с разделами: «Мультсказки», «О принцах и принцессах», «Ребятам о зверятах» и «Сказочный детектив».

В читальном зале активно работала книжная выставка «Живут на свете книжки». Эта выставка помогала ребятам выполнить задания литературно-игрового буклета. Этот буклет приглашал ребят – учащихся средних классов - принять участие в интересной литературной экспедиции. Каждый желающий получал буклет, его можно было заполнять либо дома, либо в читальном зале у книжной выставки. Буклет получился большой, но ребятам было предложено самим решать, пройдут ли они весь путь или сократят своё путешествие. К буклету прилагались закладки с заданиями. Каждая закладка – остановка, на каждой остановке надо было найти клад. Путешественники побывали на Острове Сказки, в Области Весёлых Историй, в Стране Полёта Фантазии, в Игроландии, на Экоострове, в Независимом Государстве Необыкновенных Приключений, в Стихотворной Долине и Краю Родном.

Организация массовой работы.

Старт работе по проекту был дан 1 июня. Читатели участвовали в шествии «Читайте сами, читайте с нами». Колонна филиала состояла из 79 человек, которые пешком прошли от филиала до ЦДБ. Ребята несли плакаты, кричали речевки, призывали всех к чтению. Во дворе ЦДБ библиотекарями филиала № 2 была организована игровая площадка, на которой проводили литературно – спортивные игры.

В конце каждого месяца были проведены игровые программы, на которых подводились итоги месяца. Так сложился цикл встреч с читателями «Каникулы без скуки», который состоял из:

игровая программа «Живут на свете книжки»;

игровая программа «Каникулы без скуки»;

заключительная встреча «Ключ от лета – приключения продолжаются».

Каждая игровая программа состояла из разнообразных игр, заданий. В ходе мероприятий дети знакомились с лучшими детскими книгами.

Также интересно прошла спортивно – игровая программа «Джунгли зовут!». Дети вместе с животными – героями детских книг путешествовали по джунглям и узнавали, как остаться здоровыми. Эта игровая программа включала в себя не только литературные, но и подвижные игры.

Массовая работа велась по разным направлениям. В ходе мероприятий были отмечены знаменательные, памятные и литературные даты. Но даже самые серьезные мероприятия проводились в игровой форме. Так, к Международному Дню защиты детей на беседе – игре был митинг сказочных героев, на котором дети вместе с героями книг узнали о своих правах. А ко Дню России была проведена игровая программа «Виват, Россия!», на которой вспоминали неофициальные символы России, такие, как: береза, медведь и другие. Ребята играли в игры, отгадывали загадки, связанные с этими символами.

Большое внимание было уделено экологическому направлению. Самым интересным мероприятием стал веселый калейдоскоп «Фрукти - сюрприз». Ребята отгадывали загадки о разнообразных фруктах, и если загадку отгадали верно, из сундучка появлялся соответствующий настоящий фрукт.

Программа летних чтений

«Сказочное путешествие по книжным островам»

Опыт работы Детской библиотеки филиала №6 города Усть-Катава.

Детская библиотека филиал №6 приглашала своих читателей совершить сказочное путешествие по книжным островам. Путешествие проходило в течение трех летних месяцев.

 Июнь-это остров под названием «Остров родной земли». На первом острове предлагалось ответить на вопросы и выполнить задание буклета «Прогулка по родному городу».

Второй тур летней программы, июль - предлагалось ответить на вопросы выставки-викторины «Книжный остров Хахатаника»

Август, третий остров программы «остров летних развлечений». И там участников ждала настенная игра «Сказочное Лукоморье». С помощью предложенных книг и имеющихся знаний, ребятам было предложено выполнить задания игры и заполнить буклет.

Модуль 5: Волонтёрское движение

Задача – вовлечение детей, в том числе «трудных», в общественно-полезную деятельность, развитие движения волонтеров, пропагандирующего книгу и чтение.

При организации отряда волонтёров при библиотеке необходима координация работы с волонтёрским движением, молодёжными организациями, действующими на территории, Комиссией по делам несовершеннолетних, социальной службой.

Волонтёры в библиотеке могут участвовать в библиотечном обслуживании детей-инвалидов, прикованных к дому, и социально незащищенных детей: выявление детей с ограниченными возможностями и социально незащищенных детей, нуждающихся в библиотечномсоставление списков, посещение на дому, как самостоятельно, так и с библиотекарем, выполнение заказа на литературу и информацию, проведение рекомендательных обзоров литературы и обсуждений прочитанных книг.

Волонтёры могут оказывать посильную помощь ветеранам и пожилым людям: посещение на дому, книгоношество, чтение вслух, рекомендательные обзоры литературы, обсуждение прочитанной литературы, поздравление с днями рождения, составление списков, посещение на дому, как самостоятельно, так и с библиотекарем, выполнение заказа на литературу и информацию, проведение рекомендательных обзоров литературы и обсуждений прочитанных книг.

Модуль 6: Клубы по интересам

Участники летнего читательского движения могут стать организаторами популярных в среде подростков флешмобов – заранее спланированных массовых акций, в которых большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия. Например, «С книжкой под мышкой», «Нет курению», «Воздушный шарик в небо», «Танец с флажками».

Общественное движение буккроссинг близко к флешмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет её в общественном месте (парк, кафе, поезд) для того, чтобы другой случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот в свою очередь должен повторить процесс. Слежение за «путешествием» книги осуществляется через специальные сайты или посредством телефонной связи.

Модуль 7: Интеллектуальные игры

Интеллектуальные игры формируют познавательные интересы детей иподростков. Вовлечение ребёнка в пространство игры помогает укрепить связи между различными сторонами его интеллекта, гармонизируя в целом мир личности.

При организации игр действует правило - «как можно меньше зрителей, как можно больше участников, действующих лиц».

Виды игр различны – ролевые, имитационные, деловые, квесты, предполагающие моделирование того или иного процесса, исторического момента, определенного сюжета и т.д. В библиотечной практике используется большое количество интеллектуальных игр – викторин, конкурсов, предполагающих демонстрацию определённого уровня знаний.

При проведении игр рекомендуем использовать компьютерные технологии, что сделает их более привлекательными для современного ребенка.

Модуль 8: Творческие конкурсы

Задача творческих конкурсов – развитие творческих способностей детей и подростков на основе книги и чтения. Их тематика летом многообразна: на лучший слоган о чтении, отзыв о книге, конкурс поделок, рисунков на асфальте, лучший фантастический рассказ «Однажды солнечным летним утром…», конкурс социальных видеороликов и т.д.

Рекомендуем такую форму, как Поэтический поединок, во время которого подростки самовыражаются, читая или цитируя любимых поэтов. Кроме того, цель мероприятия – побуждение участников к собственному поэтическому творчеству.

Привлекательная для детей и подростков такая форма, как Вечер доступного микрофона – шоу талантов: пение, танцы, игра на музыкальных инструментах.

Модуль 9: Библиотека как площадка для общения

Диалог – наиболее эффективное средство человеческого общения. Диалоговые формы занимают особое место в работе библиотеки среди других форм организации досуга и имеют большое значение для развития личности.

Обсуждение ситуаций, которые предлагают в своих книгах детские писатели, учат детей и подростков позитивно воспринимать действительность, не позволяют замкнуться в себе, подталкивают к активному обсуждению и решению своих внутренних проблем. Рекомендуем в библиотеке создать литературный спор-клуб и ввести в обиход новую форму работы с читателями - ток-шоу. Она понятна и привлекательна для читателей-подростков. Живая дискуссия позволяет свободно высказываться всем желающим. Говорить можно то, что думаешь, без желания «угадать и угодить». В режиме свободного обмена мнениями, вдохновленные примером своих сверстников, самые робкие смогут «разговориться». Очень важен правильный выбор произведений для обсуждения. Лучше, если это будут небольшие по объему рассказы.

Предлагаем устраивать в библиотеке Дни кинопоказов, после которых возможно возникновение дискуссии.

Особое место занимают встречи с интересными людьми, в том числе с кумирами подрастающего поколения: со спортсменами, путешественниками, писателями, художниками, политическими деятелями.

Возможности, возникающие перед пользователями в новую эпоху развития Интернета, позволяют детям и подросткам общаться, обмениваться информацией, находить единомышленников на форумах, блогах всоциальных сетях. Рекомендуем совместно с подростками создать блог и регулярно его вести. Например, «Место встречи – библиотека», «Я люблю читать! А ты?», «Хроники тинейджеров г. N». Если блог в библиотеке уже ведется, возможно по предложению подростков изменить его контент.

Модуль 10: Уличные формы работы

Проведение досуговых мероприятий вне стен библиотеки – важнейшая тенденция в организации работы библиотеки летом. Принцип этих мероприятий - «Не следует ждать, когда читатель придет в библиотеку, нужно идти навстречу».

Очень важно помнить, что в летний период ребята должны как можно больше времени проводить на свежем воздухе, поэтому необходимо часть работы летом перенести на природу: запланировать экскурсии в лес, на луг и в поле; проведение массовых мероприятий на площадке во дворе библиотеки.

Каждое занятие необходимо сопровождать увлекательными заданиями, которые невозможно выполнить, если предварительно не познакомишься с большим количеством книг, из которых можно узнать о лекарственных и ядовитых деревьях, травах, ягодах и грибах, об обитателях наших лесов, рек и озер, о правилах поведения на природе и о многом, многом другом.

Возможно создание при библиотеках мобильных читательских театров, агитбригад, которые будут выступать с программами на открытых площадках, в больницах.

Рекомендуем в летний период времени использовать такие формы обслуживания, как читальный зал под открытым небом, выездной читальный зал, летний библиотечный дворик.

 

Организация летнего отдыха детей всегда была и остаётся важной и непростой задачей для библиотекарей, педагогов и родителей, как в организационном, так и в содержательном планах.

В период летних каникул данная проблема особенно актуализируется, так как ребенок или подросток оказывается полностью предоставлен самому себе.

 Грамотная организация в библиотеке различных форм досуга детей и подростков позволит им по-настоящему отдохнуть за лето, даст возможность оздоровить свое тело и душу, развить свои способности, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной творческой деятельности и общения с интересными людьми.