Библиотечные проекты: как написать и оформить проект
Библиотечные проекты: как написать и оформить проект
Методические рекомендации
Библиотечные проекты - это ответ на вызовы сегодняшнего дня, когда проектная деятельность становится неотъемлемой частью библиотечной работы. Реализация проекта предполагает обоснование выбранной темы, поиск соответствующих форм, мероприятий, взаимодействие с большим количеством партнеров местного сообщества, поддержку органов власти, слаженную работу команды исполнителей. Высокую оценку получают инновационный подход, новизна принятых решений, актуальность и соответствие задачам библиотечной деятельности, а также потенциальный интерес аудитории. Важно проанализировать итоги реализованного проекта, понять его эффективность и целесообразность.
Библиотечный проект– это социальный некоммерческий проект, который предназначен для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации, как целевых читательских групп, так и широкой общественности города.
В результате реализации проекта возникают новые образовательные, информационные, культурные и социальные услуги, новые возможности, новые структуры.
Названия творческих проектов
Для того чтобы привлечь внимание к своей проектной деятельности, необходимо придумать оригинальное название творческого проекта, которое бы соответствовало его содержанию, но было понятно и заинтересовало тех людей, кто не знаком с темой и предметом проекта. Для написания красивого и креативного названия проекта следует использовать оригинальные эпитеты, оксюморон (образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий) и рифму, но стоит помнить, что сложные слова, термины и длинные предложения не подходят для творческих названий, так как трудно воспринимаются слушателями.
- Основные требования, которым должен отвечать проект:
актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;
время– проект должен быть ограниченным по времени;
ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей;
оценка качества и результатов– шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению.
Структура проекта должна быть следующей:
- Введение;
- Краткое описание проекта;
- Постановка проблемы;
- Цель проекта;
- Задачи проекта;
- Сроки реализации проекта;
- Участники проекта, направления его деятельности;
- Содержание проекта;
- Бюджет проекта;
- Ожидаемые результаты;
- Перспективы развития.
Задачи проекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации. Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия. Когда говорится «улучшение» или «повышение» чего-либо, то непонятно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, а проект осуществленным. Так как за задачами всегда стоят определенные результаты, лучше формулировать их глаголами (создать… объединить…изменить).
Наибольшую трудность вызывает формулировка цели и задач.
Цель – конечный (отдаленный) результат или продукт, то, во имя чего предпринимается проект (общие утверждения, которые не могут быть оценены количественно). Это сформулированный желаемый результат с точки зрения пользователей или библиотеки, который имеет долгосрочный характер. Отвечает на вопрос – «зачем?».
Формулируя задачу, ответьте на вопросы:
- Предусматривает ли задача определенный срок выполнения?
- Обозначено ли в задаче «что» и «как», вместо «зачем» и «почему»?
- Поддается ли задача измерению и проверке (каким способом определить ее выполнение)?
- Выполнима ли задача?
- Понятна ли задача, сформулирована ли ясным и понятным языком.
- Не забудьте, что цели не равны задачам.
Введениедолжно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Во введении должны быть показаны актуальность н новизна темы проекта.
Примеры:
Чтение книг является определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении личности. Задача родителей, педагогов, библиотекарей - воспитывать любовь к печатному слову, уметь непринужденно и интересно вести беседу о прочитанном, способствуя формированию устойчивого интереса к произведениям литературы. Мировой опыт подсказывает надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости.
Краткое описание проектавключает в себя, описание необходимости данного проекта.
Пример:
Данный проект необходим для формирования читательской потребности ребенка в дошкольный период его развития. Именно в возрасте до семи лет у ребенка вырабатывается свое отношение к книге и чтению, к библиотеке с ее многообразием ярких, интересных книг, к библиотекарям, которые всегда приветливы и с радостью помогают маленькому читателю. И от того, станет ли чтение для ребенка радостным, а посещение библиотеки ярким и интересным событием, зависит посещение ее маленьким читателям в будущем.
Постановка проблемы (наиболее важная часть вашего проекта).
Определите проблему, которую необходимо решить, укажите целевую группу и опишите ее потребности, используя объективные данные. По возможности используйте исследования и формулировки проекта.
Пример:
Дети читают мало. В большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Происходит утрата традиций семейного чтения, совместного общения по поводу прочитанного, что сближало членов семьи, объединяло их духовно. А ведь именно в дошкольном возрасте у ребенка пробуждается интерес к чтению, в его сознании закладываются такие важные понятия, как добро и зло, сочувствие и милосердие.
Цель-общее описание окончательного результата, достигнутого вследствие произведенных изменений, привязываемое к описанию потребностей (часто носит долгосрочный характер).
Примеры:
• Приобщение детей и родителей к систематическому чтению и регулярному посещению библиотеки
• Возрождения традиций семейного чтения
Задача-измеряемый, привязанный во времени результат, который организация стремится достичь в рамках реализации проекта. Задача носит более узкое определение, чем цель. Как и цель, она относится к описанию потребности. (часто носит краткосрочный характер, например, один год). Каждая задача - это своего рода ступень, приближающая к цели. Задача должна быть конкретной, измеряемой, достижимой, соответствовать обшей цели, и предполагать конкретные сроки выполнения, при выполнении которых будет достигнута цель. Каждая задача должна предполагать конкретные, легко наблюдаемые и измеряемые результаты.
Советы по написанию целей и задач:
• Цели и задачи должны относиться непосредственно к описанию потребностей;
• Следует выделить достаточно времени для выполнения задач, поскольку это всегда требует больше времени, чем запланировано;
• В задачах не описываются методы;
• Следует определить, каким образом вы будете проводить оценку изменений, достигнутых в ходе выполнения задач.
• Если окажется, что нет возможности измерить результат, возможно, вам следует пересмотреть задачи.
Пример:
• Разработать систему мероприятий для родителей в помощь приобщению детей к чтению, в помощь выбору необходимой литературы для семейного чтения;
• Воспитывать у детей любовь к книге, формировать устойчивый интерес к чтению, стимулировать читательскую активность детей и взрослых;
• Организовать информационную помощь воспитателям, родителям по вопросам образования и воспитания дошкольников;
• Установить доверительные и плодотворные связи со всеми участниками проекта;
• Сформировать образ библиотеки как теплого и радостного дома;
• Привлечь к чтению в библиотеке 100% детей старшей группы и их родителей.
Сроки реализации проекта:реализация проекта может осуществляться в несколько этапов.
Пример:
• Первый этап - подготовительный /один месяц/. На данном этапе встречаемся с воспитателями, родителями и детьми старшей группы и знакомим их с содержанием проекта.
• Второй этап - основной. Когда идет реализация проекта.
Участники проекта.
Участники проекта – это лица или организации, либо активно участвующие в проекте, либо на чьи интересы могут повлиять результаты исполнения или завершения проекта. Участники также могут влиять на цели и результаты проекта.
Команда управления проектомдолжна выявить участников проекта, определить их требования и ожидания, и насколько это возможно управлять их влиянием в отношении требований, чтобы обеспечить успешное завершение проекта
Участники проекта имеют различные уровни ответственности и полномочий при участии в проекте, причем ответственность и полномочия могут меняться на разных этапах жизненного цикла проекта.
• Руководители проекта.
• Разработчики и исполнители основных мероприятий проекта.
• Участники проекта
Пример:
Воспитатели, учителя, руководители и т.д.
Содержание проекта-направления его деятельности могут включать в себя следующее:
• Индивидуальная работа;
• Массовая работа;
• Информационнаяработа с родителями и воспитателями.
Также можно включить оформление информационной среды в группе, расположить мобильную библиотечку (лучшие произведения детской литературы, карандаши, краски, фломастеры, бумага), разместить, создаваемую библиографическую продукцию в уголке для родителей, оформить арт-выставку «Краски прочитанной книги», пополнить уголок чтения детей новыми книгами.
Бюджет проекта.
Бюджет должен отражать реальные потребности в организации предложенных мероприятий
Рекомендации:
• Установить бюджетный период, время, на которое рассчитан бюджет.
• Определить расходы, при необходимости подготовить сметы затрат.
• Принять решение о целесообразности и способе внесения накладных расходов в бюджет.
• Убедиться в том, что бюджет в целом имеет смысл, создает необходимое впечатление у финансирующей организации.
Ожидаемые результаты.
Опишите как можно более конкретно те изменения, которые должны произойти после реализации проекта.
Это могут быть новые знания и умения, изменившиеся убеждения и ценности, новое поведение, изменения в условиях жизни.
Примеры:
• Повысится интерес школьников к истории своего района, к подвигам наших земляков
• Библиотеки приобретут много новых социальных партнеров, друзей и помощников.
• Будет создан уникальный исторический документ - электронная книга памяти об участниках и героях Великой Отечественной войны.
Перспективы развития.
Идеальный проект – тот, польза от которого не заканчивается вместе с ним, результаты устойчивы, а успешный опыт используется другими людьми и организациями.
Примеры:
• Распространение опыта работы с одной группой на другие группы дошкольников (с 3-х лет) всего детского сада
• Внедрение в практику работы других библиотек имеющегося положительного опыта
• Продолжить углубленную систематическую работу по развитию читательского интереса с выпускниками старшей группы дошкольников.
Заключение
Идеальный проект – тот, польза от которого не заканчивается вместе с ним, результаты устойчивы, а успешный опыт используется другими людьми и организациями.
Список источников:
1. Блог методиста отдела библиотечного маркетинга Борисовской центральной районной библиотеки им. И. Х. Колодеева : библиотечный блог. – Борисов, 2014. – URL : http://prodedovich.blogspot.com/p/blog-page_6.html(дата обращения: 4.06.2021).
2. ГКУК «Челябинская областная универсальная научная библиотека»: сайт. – Челябинск, 2018 – 2021. – URL: https://chelreglib.ru/media/files/prof/metod_materials/2020/Bibliotechnye_proekty.pdf(дата обращения: 4.06.2021).
3. Единая информационная система «Музыка и культура» : сайт. – Москва, 2016 – 2021. – URL : https://partlib.vl.muzkult.ru/media/2019/03/26/1260148416/Proekty_metod._posobie.pdf(дата обращения: 4.06.2021).
4. МАУ ДО «ЦВР «Дзержинец» города Тюмени : сайт. – Тюмень, 2014 – 2021. – URL : http://cvr-dzerzhinets.ru/news/9467(дата обращения: 4.06.2021).
5. МБУК «МБС Тбилисского района» МЦРБ : сайт. – Тбилисская, 2017. – URL : https://tbilisskayacbs.tk/proektnaja-dejatelnost-bibliotek/(дата обращения: 4.06.2021).