История района газетной строкой
На прифронтовой станции
Большой вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли железнодорожники. Селижаровская станция была маленькой точечкой на карте военных событий. Воспоминания и свидетельства участников тех событий воссоздают правдивую картину боевых действий.
В тот грозный, особо морозный и снежный 1942 год работа на нашей прифронтовой станции была сложной и опасной. Фашисты были совсем близко от Селижарова, владея Ржевским железнодорожным узлом, которым дорожили и которой был еще не освобожден нашими войсками, враги делали всё, чтобы вывести и нашу станцию из строя и парализовать движение поездов, идущих на фронт. Бомбили ее днем и ночью. Для охраны станции, в районе бывшего сенопункта были установлены «зенитки».
Коллектив железнодорожников состоял в основном из женщин. А дисциплина была жесткой, военной. Перед каждой сменой – планерка. У нас, молодых, мурашками по телу отзывались слова строгого начальника станции, говорившего об обстановке, нашей ответственности. Все объявления по селектору о движении поездов шифровались, станция на каждую смену имела новый номер: 325, 412 и т. д. поезда-тоже. Ходили они в то время на дровяном отоплении. Снабжали их, работая на складе топлива, женщины и девушки. Тяжелый был труд, некоторые из этого «отряда» живы и по сей день: З. В. Шанева, Н. А. Сорокина, Е. Н. Киселева, Л.С.Щербакова.
И кочегарами на паровозах в то время тоже были женщины. Самая черновая и нелегкая работа. Не отходили от топки в пути, постоянно подбрасывая дрова либо уголь, отважно прыгали на подножку паровоза, обменивая жезл на промежуточных станциях. Одна из этих женщин Р. М. Гусева. Какой тяжелый неженский труд выпал женщинам-вагонникам – замена рессор, винтовое сцепление и другие не менее трудные обязанности были по плечу А. И. Мосягиной, Н. А. Ляшкевич и другим.
Когда предстояли налеты на станцию, о чем сообщали зенитчики, поезда срочно рассредоточивались на перегоне для их спасения. Помню случай, когда на путях стоял санитарный с оборудованием и медперсоналом, переправляемый на фронт. Начался налет. Машинист Торжокского депо Серебряков срочно повел его на перегон. Использовал все возможности, чтобы спасти летучку, пустил пар, дабы сбить летчика с цели, но около кладбища все же был жестоко обстрелян. Не обошлось без жертв среди медиков. Они похоронены на месте гибели, на нашем кладбище. Это говорит о том, что немцы не щадили никого, и ничего, даже транспорт с красным крестом. Но и фашисты гибли здесь. Не забывается, как однажды на отправившийся со станции поезд, «военная схема», так он именовался, налетел фашистский «стервятник». Спикировал, но летчик, видно, что-то не рассчитал, и самолет, подорвавшись на собственной бомбе, упал в болото на 115-м километре.
А вот на перегоне Жукопа-Лохово при бомбёжке и обстреле поезд не повредили, а машинист Громов погиб, на месте гибели и похоронен. Очень долго после этого машинисты, проезжая мимо его могилы, всегда давали паровозный гудок. На станции был медпункт. Врачи, обслуживающие его, часто менялись, лишь бессменной оставалась фельдшер Людмила Георгиевна Гусева. Всю войну и после она служила людям, лечила, помогала чем могла.
Долгое время на нашей прифронтовой станции был корреспондент газеты «Известия» Гур. Он писал: «Станция в обычном понимании, это большое сложное хозяйство. Здесь станция, это крохотное будка, стрелочника, врытая в землю, да землянка дежурного по станции. Но как здесь все работают, начиная от молодого, но поседевшего начальника станции Бунина, и кончая стрелочницей Даниловой Елизаветой».
Трижды на станцию налетало по 50 самолетов. Все было перемешано. Рельсы стояли дыбом. И каждый раз в считанные часы восстановительная летучка приводила в порядок путевое хозяйство. Немногие из путейцев остались живы. А вот из числа машинистов депо осталось ни единаго. Видимо, сказалось нечеловеческое напряжение, скудное питание, страх за свою жизнь. Мы тяжело переживали потерю своих товарищей, поскольку в тех труднейших условиях были как единая семья. Больно вспоминать, но жуткие картины прошлого не исчезают из памяти. Были убиты при налете составитель поездов Смородин, обходчицы Озерова, Кузнецва, приемосдатчик Голубев и многие, многие другие.
Единицы из ветеранов войны – железнодорожников здравствуют сегодня. Все тяготы военного и послевоенного времени перенесли супруги Образцовы, Н. П. Лебедева, Е.А. Данилова, Л. К. Ефимова, И.И. Речной, Р.И. Лебедева, Н. А. Климова, А. Т. Шаповалова, Г.М. Воробьева, Н. И. Пухова и очень многие другие. Виноградова, Евгения.
На прифронтовой станции / Е. Виноградова // Верхневолжская правда. – 1995. – 27 февраля. -№ 17. – С. 2