Психологический тренинг «Эмоциональная разгрузка через арт-терапию»
Психологический тренинг
«Эмоциональная разгрузка через арт-терапию»
Арт-терапия — универсальный вид творчества, при помощи которого можно побороть стресс, внутренние страхи и фобии, а также развить креативность мышления и раскрыть собственный потенциал.
Арт-терапия — это форма психотерапии, в которой использование художественных материалов и творческого процесса помогает людям выражать свои эмоции, решать психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика включает в себя различные виды искусства, такие как рисование, лепка, музыка, танец, театр и другие.
Арттерапия в настоящее время становится все более и более популярным в профессиональной среде, стремительно развивающимся направлением современной психотерапии, привлекающим к себе все большее внимание во всем мире. Изобретение термина «арт-терапия» принадлежит английскому художнику Адриану Хиллу, который и считается основоположником метода и своим первым пациентом. В 1938 году, находясь на лечении в туберкулезном санатории, Хилл увлекся живописью и заметил, что от рисования ему становится лучше. Врачи тоже обратили на это внимание и предложили Хиллу проводить занятия живописью для других пациентов. Уже через год терапия творчеством официально вошла в лечебную программу санатория. Врачи обратили внимание, что рисование помогает снизить уровень тревоги у пациентов и позволяет им отвлечься от переживаний. Хилл стал работать арт-педагогом с больными в госпиталях и убедился в лечебной эффективности творчества. 1950. В США организованы первые занятия арт-терапией.
Как работает арт-терапия для разных возрастов?
Арт-терапия представляет собой уникальный метод лечения и самовыражения, который успешно применяется в работе с людьми разных возрастов.
Для детей арт-терапия предоставляет альтернативные средства выражения собственных эмоций, переживаний и чувств. Так как дети часто не имеют развитого словарного запаса, стесняются взрослых и зажимают эмоции в себе — рисунки или лепка могут помочь им рассказать свою историю, выразить себя. Занятия творчеством помогают развивать моторику, а также способствует выражению трудно передаваемых эмоций.
Подростковый период часто ассоциируется с поиском себя и сложностями в общении. Арт-терапия может помочь подросткам лучше понимать свои чувства, выражать свою индивидуальность и находить способы решения проблем. Кроме того, это отличный инструмент, чтобы научиться справляться со своими эмоциями и научиться давать им правильный выход.
Взрослым людям арт-терапия дает возможность вырваться из повседневной рутины, погрузиться в творческий процесс и найти новые способы самовыражения. Это особенно ценно для снижения стресса, поиска себя и свободного самовыражения.
Для пожилых людей арт-терапия может быть средством рефлексии, а также эффективным инструментом для поддержки в случае потерь или социальной изоляции. Творчество помогает сохранить когнитивные функции и поддерживает эмоциональное благополучие.
Вне зависимости от возраста, арт-терапия предоставляет возможность каждому человеку открыть новые грани своей личности и лучше понять себя. Процесс творчества стимулирует воображение, способствует снятию стресса и формированию здоровых эмоциональных реакций.
Поэтому вопрос, «зачем в библиотеке арт-терапия?», носит, скорее, риторический характер. А вот о том, почему арт-терапевтические методы могут войти в практику работы библиотек, поговорить стоит. Как утверждают специалисты, арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, она всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и даже в бизнесе. Кроме того, в арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. И это тоже вполне соотносится с библиотечной практикой. Наиболее яркий эффект дает работа именно в группе, где могут создаваться и индивидуальные работы. Библиотекарь, за редким исключением, не может подменить собою психолога, профессионально владеющего методами арт-терапии. Да никто от него этого и не ждёт. А вот, по возможности, создать в своей библиотеке условия для проведения подобных занятий, привлечь к этой деятельности профессионалов – вполне нам по силам.
Итак, давайте познакомимся с видами арт-терапии.
Музыкотерапия
«Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».
Термин «музыкотерапия» в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, другие авторы определяют музыкотерапию как: использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых. Музыкотерапия направлена на профилактику, оздоровление психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на коррекцию личностного развития, на реабилитацию личности средствами.
Музыкотерапия имеет ряд достоинств, таких как: безвредность, легкость и простота применения, возможность контроля. Также, музыкотерапия – это одно из важнейших методических средств, влияющих на психологическое здоровье ребенка. Музыкотерапию Минздрав РФ признало официальным методом лечения в 2003 году.
Несколько лет назад появились сенсационные сообщения о том, что звучание той или иной ноты изменяет цвет и форму клеток крови. Французский ученый Ф. Маман в сотрудничестве с биологами и физиками провел исследования, показавшие, что между частотой звука и цветом существует математическая зависимость. Под микроскопом изучались процессы, происходящие в клетках крови при воздействии на них звуковыми частотами в порядке гаммы. Оказалось, что нота до способствует вытягиванию клетки в длину, а ре изменяет интенсивность окраски клетки и делает ее более яркой. А вот нота ля — универсальное средство для успокоения и расслабления.
В нашей стране музыкотерапия успешно используется при неврозах и вегетативных расстройствах, для релаксации и повышения концентрации внимания. Еще древние мыслители считали, что в основе музыки лежит особая энергия. Так, на Востоке верили, что с помощью музыки можно сделать более вкусными подаваемые на стол блюда. А в Индии широко практиковалось лечение звуком кровоточащих ран. Больную руку или ногу помещали в холщовый мешочек с целебными травами и колокольчиками. В индийских текстах говорится, что при таком способе лечения раны быстро затягивались и заживали. Японские пульмонологи разработали своеобразные тесты. Больной человек слушает классическую музыку, после чего называет те цвета, которые она ему навеяла. Если он называет синие цвета, можно говорить о перегрузке легких, яркие желтые — о перегрузке печени, блеклые и грязные тона — о том, что ослаблена деятельность желудка, и т.д.
Болгарские ученые для снятия раздражительности советуют слушать вторую кантату И.С. Баха или «Лунную» сонату Л. Бетховена. Для подавления чувства тревоги — прелюдии и мазурки Ф. Шопена или «Мелодию» А. Рубинштейна. Излишнюю агрессивность или озлобленность можно снять при прослушивании «Итальянского концерта» И.С. Баха или симфоний Й. Гайдна. Расслабиться и снять накопившееся эмоциональное напряжение можно, прослушав 3-ю часть Шестой симфонии Л. Бетховена, «Колыбельную» И. Брамса или «Аве Мария» Ф. Шуберта. Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление.
Ученые говорят - колокольный звон - генератор энергии. Он излучает большое количество резонансных ультразвуковых волн, проникающих во внутреннюю структуру организма человека, очищающих энергетические каналы, улучшающих формулу крови и работу сосудов. В результате у людей вырабатывается гормон, укрепляющий иммунную систему. Вибрация, которую рождает колокол, очищает окружающее пространство от болезнетворных микробов. Молекулярные структуры вирусов гриппа, чумы, скарлатины, кори, тифа, холеры сворачиваются и превращаются в кристаллики. Происходит настоящая стерилизация воздуха.
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Библиотерапия — это метод психологической помощи, использующий чтение книг для решения личных проблем, эмоционального развития и улучшения психоэмоционального состояния человека. Чтение определённой литературы может помочь справиться со стрессом, депрессией, тревогой, а также развить эмпатию и социальные навыки.
Примеры библиотерапии:
- Чтение художественной литературы, которая помогает читателю увидеть мир глазами другого человека, понять его чувства и переживания. Например, произведения о людях с похожими проблемами могут помочь почувствовать себя менее одинокими в своих переживаниях.
- Чтение научно-популярной литературы по психологии и саморазвитию. Например, книги по управлению стрессом, развитию уверенности в себе или преодолению трудностей могут помочь найти пути решения личных проблем.
- Чтение биографий и автобиографий известных людей, которые преодолели трудности и достигли успеха. Это может вдохновить и дать силы для преодоления собственных проблем.
- Терапевтические книги, написанные специально для решения определённых психологических проблем, например, книги для борьбы с тревожностью или бессонницей.
- Групповое чтение и обсуждение книг в терапевтических группах, где участники делятся своими мыслями и чувствами, вызванными прочитанным. Это помогает не только в анализе текста, но и в развитии социальных навыков и поддержке друг друга.
Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.
Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый - математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний. Библиотерапия возникла на стыке 4 наук: медицины, психологии, психиатрии и библиотечного дела. Но свое применение она нашла в самых разных областях: психологии, педагогике, работе с детьми, трудными подростками и пожилыми людьми. Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт (психолог, специально обученный библиотекарь) подбирает для пациента литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.
При подборе книг необходим тщательный учет личностных особенностей пациента, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.
Библиотерапия, как и руководство, чтением вообще, процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем. Способов, с помощью которых книги могут быть применены как средства воздействия на людей, существует множество.
Главный плюс библиотерапии — отсутствие навязчивых указаний, есть только общий смысл и каждый читатель берет именно то, что ему нужно.
Кто занимается библиотерапией?
Обычно это психологи и психотерапевты, иногда библиотекари, реже учителя.
Виды библиотерапии:
- Чтение вслух. Каждый участник проводят собственные параллели, делает выводы. Роли героев распределяются между участниками, и пересказ ведется от имени каждого из них. Это прекрасно помогает посмотреть на ситуацию под другим углом.
- Сочинение собственных произведений. Это может быть сочинение собственных рассказов, отдельных сцен или стихов. Иногда участникам предлагается придумать будущее для героев, меняя тем самым сюжетную линию. После чего произведение прочитывается вслух в группе, происходит обсуждение и анализ.
- Иллюстрирование. Данный метод прилагает попробовать себя в роли художников-иллюстраторов. Участники могут рисовать иллюстрации как к произведению в целом, так и к отдельным его частям. Можно изобразить героев, их отношения, отдельные сцены. Иллюстрации также могут носить образный, аллегорический характер.
- Отождествление. Этот метод носит характер домашнего задания и предлагает подростку отождествить себя с персонажем. В качестве домашнего задания ему предлагается прочесть отдельные отрывки произведения и провести параллель между собой и героем, оценить возможности, сопоставить характеры и ситуации. Это значительно расширяет восприятие, помогает человеку поставить себя на место других людей.
- Домашнее чтение, с последующим обсуждением. Здесь может применяться контрастное, параллельное или выборочное чтение.
- Постановка – экспромт. В данном случае разыгрывают небольшие отрывки из произведения без заучивания ролей и репетиций. Каждый участник играет определенную роль и представляет персонажа именно так как видит его. У разных участников один и то же персонаж будет совершенно разным. Такая постановка предполагает множество вариантов: участники могут меняться ролями, может быть изменен ход развития сюжета, проигран новый сценарий.
Надежда Челомова - профессиональный психолог и библиотерапевт из Санкт-Петербурга. Летом она запустила телеграм-канал «Чтение и терапия», который уже обрёл сотни поклонников по всей России. Надежда создаёт «целебные» подборки, рассказывает о любимом деле и собственном читательском опыте.
Николай Назаркин - детский писатель, библиотекарь-библиограф, библиотерапевт.
Родился в Москве в 1972 году. Инвалид с детства с диагнозом «гемофилия». С 1993 года работал в общественной организации инвалидов «Всероссийское общество гемофилии», параллельно окончил Московский государственный институт культуры и работал в Российской государственной детской библиотеке.
В 2002 по семейным обстоятельствам переехал в Нидерланды и начал писать детские книги. Продолжаю работать «профессиональным читателем» в различных проектах и веду частную библиотерапевтическую практику. Благо, в наше время видеосвязи это стало легко и удобно.
Сказкотерапия — это метод психологической работы, основанный на использовании сказок для решения различных психологических задач. Этот метод может применяться для диагностики, коррекции и развития личности. Сказкотерапия помогает детям и взрослым справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, развить воображение, научиться принимать решения и решать конфликты.
В прошлом целители и рассказчики были одинаково почитаемы. Ведь сказки создавались и передавались из уст в уста, запечатлевая некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. В сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее. И даже если мы не будем заниматься интерпретацией сюжета сказок, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект. Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит внутри нас, миновав при этом поверхностный пласт наших собственных привычных представлений о себе и мире. Если человек застрял в какой-то проблеме, то сказка может помочь ему найти выход, дать иной взгляд на проблему. Как это происходит?
Примеры сказкотерапии:
- Обсуждение сказки с детьми для выявления их эмоций и мыслей. Например, можно прочитать сказку о дружбе и обсудить, какие чувства испытывают герои, как они решают конфликты и что они могут научиться у этой ситуации.
- Создание сказки для решения конкретной проблемы. Например, ребёнку, который боится темноты, можно предложить создать сказку, в которой герой преодолевает свой страх и находит способ справиться с ним.
- Использование сказок для развития социальных навыков. Например, можно прочитать сказку о том, как герои учатся работать в команде, помогать друг другу и решать общие задачи.
- Создание метафорических сказок для работы с внутренними конфликтами. Например, можно написать сказку, в которой главный герой сталкивается с выбором между разными путями и учится принимать решения на основе своих ценностей.
- Применение сказок для релаксации и снятия стресса. Например, чтение спокойной и умиротворяющей сказки перед сном может помочь ребёнку расслабиться и лучше заснуть.
- Проработка проблем через создание новой концовки для известной сказки. Например, можно предложить детям придумать альтернативный финал для сказки, где главный герой решает проблему иначе, чем в оригинальном сюжете. Это помогает развивать креативное мышление и находить нестандартные решения.
Это лишь несколько примеров того, как сказкотерапия может быть использована в психологической работе.
Изотерапия — это метод психологической коррекции и терапии, основанный на использовании изобразительного искусства и творчества. Этот метод применяется в работе с детьми и взрослыми для диагностики и решения психологических проблем, эмоционального выражения, развития креативности и коммуникативных навыков.
Примеры изотерапии:
- Рисование на заданную тему. Например, человеку может быть предложено нарисовать свою семью, дом, страхи или мечты. Это помогает выразить внутренние переживания и эмоции.
- Создание коллажей. Человек может использовать вырезки из журналов, фотографии и другие материалы для создания коллажа, который отражает его текущее эмоциональное состояние или важные для него темы.
- Лепка из глины или пластилина. Этот метод помогает выразить эмоции через тактильные ощущения и работу с материалом. Лепка может быть особенно эффективной для детей и людей с трудностями в вербальном выражении.
- Аппликация. Создание аппликаций из цветной бумаги или ткани может помочь человеку выразить свои чувства и мысли через цвета и формы.
- Мандала-терапия. Создание узора или рисунка в круге (мандалы) может помочь в достижении состояния гармонии и баланса, а также в выражении глубоких переживаний.
- Рисунок в песочнице. Использование песка и мелких предметов (фигурки, камешки, ракушки и т. д.) для создания композиций на песке может помочь в выражении эмоций и решении психологических проблем.
- Автопортрет. Создание портрета самого себя может помочь человеку лучше понять свои эмоции, черты характера и особенности личности.
Кинотерапия — это метод психологической работы, который использует фильмы и видеоматериалы для анализа и проработки различных жизненных ситуаций, эмоций и переживаний. Она может помочь людям лучше понять себя, свои чувства и отношения с окружающими.
Примеры использования кинотерапии:
- Обсуждение фильма в группе. Люди вместе смотрят фильм и затем обсуждают его содержание, персонажей и сюжетные линии. Это может помочь участникам группы увидеть параллели между событиями в фильме и их собственной жизнью.
- Анализ персонажей. Участники могут анализировать характеры и поступки персонажей, чтобы лучше понять свои собственные модели поведения и принятия решений.
- Работа с эмоциями. Фильмы могут вызывать сильные эмоции, и обсуждение этих эмоций в группе может помочь людям научиться управлять ими и выражать их более конструктивно.
- Проработка жизненных ситуаций. Просмотр фильмов, которые затрагивают определённые жизненные ситуации (например, конфликты в отношениях, преодоление трудностей), может помочь людям увидеть альтернативные способы решения проблем.
- Терапевтические группы. В некоторых терапевтических программах используются специально подобранные фильмы для работы с определёнными темами, такими как травма, потеря, зависимость и т. д. Обсуждение этих фильмов может помочь участникам группы выразить свои чувства и получить поддержку от других.
- Ролевые игры на основе фильмов. В терапевтической практике может быть предложено разыграть сцены из фильмов, чтобы лучше понять динамику отношений, конфликты и способы их разрешения.
Порой под влиянием просмотра фильма или сериала человек принимает новые решения и начинает действовать по-другому. В его жизни могут наступить позитивные изменения. Психологи называют это кинотерапией.
Для самостоятельной работы тоже следует соблюдать несколько правил:
- Выбирайте фильмы, которые станут ресурсом для вас. Это может быть кино с позитивными сообщениями, вдохновляющими историями или персонажами, которые вызывают у вас чувство силы и мотивации. Используйте фильмы как средство для поднятия настроения и поиска вдохновения.
- После просмотра фильма проведите время за самоанализом и рефлексией. Задайте себе вопросы о своих эмоциональных реакциях, мыслях и переживаниях, которые вызвал фильм. Обратите внимание на то, какие моменты вас затронули или вызвали особый интерес.
- Запишите мысли и эмоции в дневник, чтобы отследить их для анализа и более тщательной дальнейшей проработки. Если возникли вопросы – запишите их тоже. Это может стать полезным инструментом для самоанализа и самоисследования. Останавливайте фильм, если возникло желание что-то записать в процессе, следите за инсайдами.
- Установите баланс между просмотром фильмов и реальной жизнью. Помните, что кинотерапия не заменяет полноценную психотерапию и может быть эффективной в дополнение к другим методам самоисследования и самопомощи.
- Уважайте свои границы. Если вы чувствуете, что сами не можете справиться с возникающими чувствами и эмоциями, не доводите до крайности – остановите просмотр, обратитесь за помощью к квалифицированному психологу или психотерапевту, который поможет преодолеть напряжение и стабилизировать ваше состояние.
Случается, что после просмотра фильма остаются недопонимания сюжета, действий героев или еще чего-то. Чтобы не оставлять «белые пятна», пересмотрите фильм еще раз, почитайте рецензии, где наверняка найдете ответы.
Арт – терапивтические упражнения
Арт-терапевтическая методика "Каракули" была разработана и впервые описана британским педиатром и детским психоаналитиком Дональдом Винникотом. Существует множество вариантов методики - как для диагностики, так и для терапии клиентов. В настоящее время данная техника используется не только при работе с детьми, но и со взрослыми.
Для выполнения техники вам понадобятся три листа бумаги и ручка, а лучше цветные карандаши - как вам хочется.
Желательно выполнять технику не ведущей рукой (левой, если вы правша и правой, если вы левша).
Шаг 1
На первом листе бумаге быстро-быстро рисуйте каракули. В течение 5 секунд свободно и быстро водите ручкой по бумаге, не задумываясь о том, что должно получиться.
Отложите лист в сторону.
Проделайте то же самое на двух других листах бумаги.
Если вы выбрали цветные карандаши, постарайтесь каждую каракулю сделать отличным от предыдущего цвета.
Шаг 2
Вернитесь к первой каракуле и внимательно всмотритесь в неё.
Постарайтесь найти какой-то образ в получившемся изображении. Это может быть что угодно - предмет, животное, растение, образ человека...
Как только образ будет найден - обведите его поярче, можете даже раскрасить так, чтобы он был узнаваем.
То же самое проделайте с другими двумя рисунками.
Шаг 3
Вернитесь к первому рисунку. Дайте определение тому образу, который у вас получился. Например: мяч, котёнок, девушка...
А ещё найдите 2-3 ассоциации к этому образу. Что ассоциируется у вас с тем предметом, животным, растением, человеком и т.п., который получился из вашей каракули?
Ассоциации также запишите.
Проделайте то же самое с двумя другими рисунками.
Шаг 4
Итак, у вас получилось 9-12 слов.
Теперь напишите рассказ, задействуя абсолютно все эти слова.
Не торопите себя, разрешите поразмышлять, пофантазировать.
Ни в коем случае не ругайте себя, если рассказ получается нескладным, нелогичным, ведь это не роман на конкурс писателей, важно писать именно так, как хочется вам.
Помимо того, что данная техника прекрасно развивает воображение и творческое мышление, она ещё и выявляет психологическое состояние того, кто её выполняет. Ведь рассказ может получиться как трогательным, милым, весёлым, так и страшным, ужасным, грустным.
Благоприятным считается, если рассказ закончился на позитивной ноте.
Если в вашем рассказе присутствуют отчаяние, злость, боль, обязательно обратитесь за помощью к профессиональному психологу.
Коллаж своими руками
Составление коллажа – любимый способ борьбы со стрессом для многих
людей; стоит только попробовать, и эта затея с головой вас увлечет.
Для коллажа вам понадобятся: ватман размера А3, различные журналы и/или распечатанные фото и картинки, цветные карандаши, ручки или
фломастеры, ножницы и клей.
Подумайте о том, что вам нравится больше всего, что вызывает у
вас положительные эмоции, чего вы желаете добиться в жизни, чем хотите
обладать или что увидеть. Набор образов, который у вас при этом возникнет,
вам и нужно воплотить на бумаге. Вы можете вырезать целые изображения
или их фрагменты, фразы и отдельные слова. Схему коллажа можно
заранее сделать в фотошопе, но лучше работать экспромтом, полагаясь лишь
на свое воображение, и полностью отдаваясь процессу. Коллажирование не
только поможет вам снять стресс, но и почувствовать себя творцом новой
реальности, стать увереннее в себе и своих стремлениях. А главное,
творческие способности не имеют никакого значения – коллаж просто не
получится сделать неправильным.
10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации
Чтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться
легкими упражнениями по рисованию.
1. Нарисуйте свои хорошие черты характера;
2. Изобразите себя в виде животного;
3. Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри
уникальные рисунки;
4. Нарисуйте свое детское воспоминание;
5. Изобразите свой собственный герб;
6. Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в
жизни;
7. Разукрасьте камень или кирпич;
8. Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и
дорисуйте фон, изображения вокруг них;
9. Создайте собственную интерпретацию известной картины;
10. Рисуйте свои мечты.
Важно правильно выбрать вид деятельности для достижения
максимально положительного результата:
- При переутомлении рисуйте цветы.
- Чувствуете боль – займитесь лепкой или скульптурой.
- Проявления агрессии поможет преодолеть рисования линий.
- Пришло унынье – все пространство бумаги зарисуйте различными
яркими красками.
- Если сниженное настроение – нарисуйте огромную радугу,
используйте яркие краски.
- Ярость и возмущение выплесните, порвав газету или бумагу на мелкие
- Если вы за что-то сильно переживаете – займитесь оригами.
- Отдельным случаем является невозможность расстаться с мыслью, или
чувствами к человеку, тогда сделайте бумажный самолетик, напишите
на нем проблему и выпустите в окно.
- При длительном напряжении – рисуйте узоры, или включите
спокойную музыку.
- Чувство внутреннего застревания преодолевается рисованием
- Имеете цель, но нет концентрации - рисуйте мишени.
После выполнения упражнения оцените свое настроение. Поменялось ли
оно? Каким образом?
Не ограничивайте себя, будьте настоящими и искренними перед самими
собой, тогда все обязательно встанет на свои места.
Психологический тренинг подготовлен из материалов доступного интернета.