Привлечь! Удивить! Удержать!

Привлечь! Удивить! Удержать!

Обзор креативных форм работы с подростками и молодежью: из опыта централизованных библиотечных систем муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан.

В 2023 году реализован проект «Программа выходного дня» в Центральной библиотеке г. Казани и четырех библиотеках-филиалах. В рамках проекта проводились разнообразные мероприятия по привлечению к чтению и библиотеке: обзоры, обсуждения книг, мастер-классы, акции книгодарения «Воскресный подарок», творческие мастерские.

В библиотеке-филиале № 13 открылся молодежный книжный клуб «Между обложками». На заседаниях под чашечку ароматного чая участники клуба добираются до глубин произведений, исследуют все закоулки, обсуждают тексты и высказывают свое мнение. Каждая встреча завершается литературной пантомимой, где участники встречи изображают героев обсуждаемых текстов.

Библиокайтсёрфинг «Литература + здоровье».

На магнитной доске были прикреплены карточки с названиями категорий и вопросы. Участники отвечали на вопросы в категориях: «По волне народной мудрости» – выполняли задание на знание пословиц о здоровье; «Писательская волна», где отгадывали автора высказывания или афоризма. В категории «Витаминная волна» по отрывкам называли художественные произведения, в которых упоминаются названия ягод и фруктов, а в заданиях на «Спортивной волне» нужно было назвать фамилию писателя или поэта, прочитав об интересных фактах из их биографии и спортивных увлечениях. Каждый вопрос имел стоимость в баллах в зависимости от уровня сложности. Победитель определялся по наибольшему количеству набранных баллов.

Читатели Октябрьской библиотеки приняли участие в создании скрайбинга (Скрайбинг — это способ подачи информации, с помощью которого визуализируют сложный контент, чтобы сделать его более понятным)

«Что такое ЗОЖ?». Ребята нарисовали красочный плакат, в котором раскрыли слагаемые здоровья: правильное питание, занятие спортом, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек. Молодые люди творчески отнеслись к идее создания плаката, который пропагандирует здоровый образ жизни.

http://www.uslon-cbs.ru/index.php/2012-02-17-08-25-37/2012-02-17-08-29-2...

Литературный эрудит-круиз «Весь мир на страницах книг». Участники мероприятия проявили свою эрудицию, вспоминая авторов известных литературных произведений, по описанию отгадывали героев книг, вспоминали их знаменитые фразы и т.д. Ознакомились с историческими достопримечательностями и географическими объектами разных стран мира, названными в честь литературных героев.

http://www.uslon-cbs.ru/index.php/2012-02-17-08-25-37/2012-02-17-08-29-27/9111-l----r-

Создание уголков народного быта, мини-музеев в библиотеках – не редкость. Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами в сельской библиотеке Бирюлинского зверосовхоза стало создание «Музея в чемодане». Экспозиция умещается в одном чемодане: идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, а также использовать экспонаты во время проведения библиотечных мероприятий. Посетители библиотеки имеют возможность соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат – стать непосредственным участником действия или стать героем какого-либо художественного произведения. Актуальность данного проекта заключается в популяризации историко-культурного наследия поколений, формирования у подрастающего поколения уважения и интереса к истории и культуре родного края.

В 2023 году в рамках Года национальных культур и традиций в Республике Татарстан библиотекарями Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина разработана и организована познавательно-игровая программа для молодежной аудитории – этно-шоу «Народное поле».

Этно-шоу проводится в четыре раунда, три команды участвуют в трех отборочных раундах, затем супер-игра, где победитель по сумме баллов борется за главный приз.

 В рамках Дня славянской письменности и культуры в Рождественской сельской библиотеке для старшеклассников организовали литературно-игровой тим-баттл «Славянское чудо – русская речь». Ребята отправились в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени: «заглянули» в далекое прошлое России. Ознакомились с историей возникновения праздника. Далее состоялся литературно-игровой тим-баттл, в ходе которого, ребята преодолевали задания, входящие в несколько туров: кто первым напечатал книгу на станке, что за наука палеография… Ребята обсудили также вопрос о достоинствах и недостатках бумажной и электронной книг. Кроме того юные участники попробовали себя в роли ученых-палеографов, разгадывали зашифрованные послания, и наоборот, шифровали свои имена при помощи древнеславянской азбуки, решали лингво-математические ребусы. В завершение мероприятия школьникам была представлена подборка книг, посвященная теме обсуждения.

На базе Центральной библиотеки проходят встречи на различные темы с работающей молодежью, а также представителями власти. В неформальной обстановке, иногда в игровой форме, присутствующие делятся своими историями, увлечениями, мастерством. Библиотекари в свою очередь устраивают для участников различные тренинги на знакомство и сплочение.

Отдельно надо сказать о мастер-классе от сотрудников библиотек по росписи пряников, который набирает большую популярность среди молодежи в Новошешминском районе.  Роспись помогает превратить обычную выпечку в настоящий шедевр. Ребята узнают об искусстве оформления пряников и учатся простым, но оригинальным навыкам технологии росписи. Также библиотекари делятся секретами приготовления изделий из пряничного теста. Участники получают массу положительных эмоций и хорошего настроения. https://sheshma-cbs.ru/novosti/2023/02/3009/

Одной из модернизированных форм библиотечной работы в Нурлатской ЦБС стал туринг-клуб «Здесь начинается Россия» на базе читального зала. Здесь библиотека создает свою карту России из сувенирных тарелочек и книжной продукции, составляющей маршрутный лист путешествия. Туринг-клуб пользуется большой популярностью у молодых пользователей. Во время библиотечных экскурсий они с удовольствием рассказывают о своих поездках по России, с интересом изучают путеводители. В основе всей этой информационно-просветительской деятельности – продвижение книги и чтения. В приоритете – города, в которых родились и творили писатели-юбиляры.

https://vk.com/club61452008?w=wall-61452008_2280%2Fall

https://vk.com/club61452008?w=wall-61452008_2221%2Fall

Литературное казино «Попробуй классику на вкус».

Литературное казино – это место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги, и не как-нибудь, а собственным умом. Ведь в библиотечном казино именно он представляет наибольшую ценность!

Правильный ответ приносит банкноту достоинством в один «ум». Участники разделились на две команды. В ходе игры ребят ждали вопросы из области литературы, всего игрокам предстояло преодолеть шесть раундов. В состязании «Аукцион книг» ребята должны были в течение трех минут вспомнить названия книг, в которых встречается числительное «три», а также слово «белый» или однокоренные с ним. Помимо этого, игроков ждала встреча с «черными ящиками» и видеовопросы от знатоков. Победила команда, набравшая наибольшее количество «умов». Мероприятие прошло динамично, живо, с азартом.

Необычное мероприятие – литературный салон «Библио-магия или литературные предсказания классиков» – провела библиотекарь Кильдюшевской библиотеки. Литературный бум 17-18 веков превратил гадания по книге чуть ли не в любимое салонное развлечение. Читатели «окунулись» в атмосферу святочных гаданий. Например, «Гадание на книге» – это простое гадание, когда на обложку закрытой книги гадающий кладет левую руку и задаёт свой вопрос. Затем открывает наугад и читает строку, начинающуюся под большим пальцем левой руки. Для проведения гадания были отобраны отрывки из классических произведений русских писателей.

Всем было интересно и одновременно весело. Ведь каждому искренне хотелось, чтобы это пожелание классиков обязательно сбылось. А задумка – литературное гадание – напоминание о несколько забытых классических произведениях.

«Библиолагерь». Для них были разработаны насыщенные программы.

Каждый день был тематическим – День добра, День любимого животного, День изучения ПДД и другие. Дружный коллектив ежедневно разрабатывал новые сценарии и интерактивы.

Фотовыставки – это отличный способ привлечь внимание посетителей библиотеки. Они могут быть посвящены как определенной теме, так и быть сборником фотографий на разную тематику. В Центральной библиотеке впервые прошел цикл мероприятий о создании фотоаппарата и истории развития фотографий, здесь же были оформлены выставки ретро-фотографий, представлен мини музей со старинными фотоэкспонатами.

После данного цикла мероприятий возникла идея о создании фотовыставки, посвященной землякам-фронтовикам «Солдаты Великой Победы». Не теряет своей популярности и такая форма, как книжный баттл. Его можно посвятить, например, обсуждению современных книг о войне, где каждый участник будет креативно представлять и защищать какую-либо книгу, а затем по количеству голосов зрителей будет определен победитель, чья книга вызвала у них наибольшее желание ее прочитать. И это также может быть творческий баттл, например, поэтический, где юные поэты смогут зачитать свои собственные произведения на определенную тему. Например, опять же, о войне. Победителя также выбирают зрители путем тайного голосования. Одним из туров можно сделать конкурс на лучший экспромт.

На таких мероприятиях можно проводить «поэтические разминки», где участникам нужно закончить рифмы или продолжить стихотворение. Эту игру можно провести, например, среди зрительской аудитории, чтобы они тоже почувствовали себя поэтами. А можно использовать это как самостоятельную форму работы.

Интересным будет проведение физкультурного праздника,  на котором смогут «посоревноваться» бабушки и дедушки и их внуки – «Борьба поколений». Можно сделать два тура: интеллектуальный («Разминка для ума», «Прокачай свой мозг», «Тренируем извилины» и др. варианты названий) и физкультурно-эстафетный. Лучше, если внуки не будут слишком взрослые, а их бабушки и дедушки – не совсем старыми. Этот праздник своего рода «шуточный» и будет хорошо, если, в конце концов, победит дружба. Можно связать ее не только с темой здорового образа жизни, но и с темой защиты Отечества и сделать викторину, например, на знание героев войны или военной техники, а в эстафету включить «армейские» задания. Тогда, наоборот, будет лучше, если участники – «внуки» будут постарше. Также можно проводить интеллектуально-физкультурные марафоны. Можно в форме квеста – с тематическими станциями-остановками, где участникам нужно будет выполнить какие-либо задания. Можно организовать его как «библиозабег», где участники должны пробежать какую-либо дистанцию, маршрут которой со всеми станциями - остановками будет отмечен на специальной карте. Или они могут по пути собирать книги на какую-либо тему (например, о войне), а в конце оформить ими рекомендательную полку и немного рассказать о каждой, опираясь на аннотации. Будет очень хорошо, если книги будут известными. Тогда они смогут говорить о них, исходя из собственного опыта прочтения.

И еще будет забавным, если совместить какую-либо спортивную игру и викторину. Например, «литературный бадминтон», где ведущий «кидает» участнику воланчик и вопрос, и он должен «отбить» и вопрос, правильно ответив на него, и одновременно сам воланчик. Или это может быть какая- либо подобная игра с мячом. Есть вариант, где мяч участник должен не отбивать, а ловить. И к мячам можно прикреплять вопросы, на которые поймавшему, нужно ответить.

Также заслуживает внимания такая форма, как брейн-ринг, представляющая собой интеллектуальную игру между двумя и более командами, где им нужно отвечать на вопросы ведущего на время. Эта форма не нова, но можно вносить в нее различные креативные необычные элементы, чтобы они могли не только показать знания, но и проявить творчество. Например, на рисование коллективной картины, создание постера, афиши, коллажа и т.п. А материал для него они могут получать по ходу остальной части мероприятия. Это как бы заключительное задание. Например, им нужно создать стенгазету, посвященную теме Великой Отечественной войны, из материала, собранного на протяжении всего соревнования, который они получали за правильные ответы.

Также не снижается популярность такой соревновательной формы работы, как «Книжный челледж», только на сей раз участник «соревнуется» сам с собой. Суть заключается в том, что человек бросает себе вызов: сможет ли он прочитать определенное количество книг. Книги можно объединять в тематические списки. Можно организовывать это в виде состязания между читателями – кто прочитает больше книг и за более короткое время.

Далее остановимся на такой популярной форме работы, как квесты. Квест – это интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий. При использовании их в библиотечной работе они преимущественно создаются на основе литературных произведений.

В качестве примера здесь хотелось бы привести проект «Закрытая книга» Ивановской областной библиотеки для детей и юношества, включающий 26 занятий в форме квестов по различным литературным произведениям, актуальным для подростков и молодежи. Наиболее интересные из них следующие:

1. «Выход из лабиринта» (по повести Михаила Самарского «(по повести Михаила Самарского «Радуга для друга»). В ходе занятия ребятам предстоит побывать в роли незрячих (как главный герой произведения). В первом испытании им завязываются глаза и они должны рассортировать зерна с фасолью и нутом по разным емкостям, действуя сообща. В следующем задании «Буквы» участники по очереди выходят вперед и садятся на стулья, держа карточки с буквами. Ведущий задает вопрос по сюжету книги, ответ на который нужно сложить из набора карточек, который находится в руках детей, передавая их друг другу. Затем участники выполняют упражнение «Лабиринт», где одному участнику завязываются глазами, он идет по намеченным линиям, ориентируясь по словесным подсказкам других участников (каждый по очереди говорит по одному слову). Как только участник сбивается с пути, его место занимает следующий. Затем участники рассуждают, можно ли словами описать цвета тому, кто никогда их не видел, и участвуют в игре, где добровольцу нужно объяснить тем, кто сидит с закрытыми глазами, какие цвета ему показывают ведущие на карточках.

Это очень интересная идея, т.к. молодежь часто не задумывается, через что ежедневно приходится проходить слепым и слабовидящим людям. Это занятие позволит им самим прочувствовать это на себе. Наиболее интересным из всех кажется задание, где нужно словами описать цвета тому, кто никогда их не видел. Есть также такое явление, как синестезия, когда ощущения, исходящие от одного органа чувств, также проявляются в другом. Наиболее часто он проявляется при прослушивании музыки, когда у человека в сознании возникают цветовые ассоциации. Можно попросить у участников, которые умеют играть на музыкальных инструментах, наиграть мелодию или просто набор звуков, который ассоциируется у них с определенным цветом. «Тактильные» задания, где участникам нужно что-то делать на ощупь, также интересны. Можно только посоветовать, больше связывать их с литературой. Например, не просто сортировать фасоль, а связать это с произведением «Золушка», где главная героиня также получает задание от мачехи – разобрать семь мешков фасоли. Только там она отделяет белую от коричневой, а здесь участники могут просто искать фасоль среди других бобовых, или искать в мешке с фасолью подсказку для следующего задания. Например, какую-нибудь фигурку, и участники должны на ощупь определить, что это и понять, какое отношение это имеет к решению заданий квеста.

2. «Карта с тайником» (по книге Людмилы Никольской «Должна остаться живой»). В ходе занятия ребятам предстоит «оказаться» в блокадном Ленинграде. На каждой станции команды ждет задание, за выполнение которого они получают фрагмент карты, где обозначено местонахождение тайника с «билетами», которые позволят эвакуироваться по «Дороге жизни». На первой станции они отвечали на вопросы «Что такое хряпа?» (зеленые капустные листья) и «Из чего герои книги варили повидло?» (из земли, пропитанной расплавленным сахаром). Здесь они также получают жетоны для задания второй станции «Рынок», где им нужно было «купить» на них максимальное количество продуктов для приготовления пищи (крупа, мука, хряпа, ремень, клей столярный, банка консервов, ботва и др.). На третьей станции «Хлебные карточки» участникам из нескольких кусков хлеба разных размеров нужно было «на глаз» выбрать тот, который весит 125 г. На четвертой станции «Персонажи» им нужно было соотнести описание героев книги с именами. На пятой станции «Улица», используя подручную одежду, участникам нужно было «снарядить» одного из команды для выхода на улицу. Когда карта собрана, участники по ней вместе ищут тайник, где спрятана шкатулка с «билетами на эвакуацию».

В данном квесте также используются интересные задания. Кроме того, оно связано с главным праздником года 2025 – 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Можно включить сюда также задание по имитации оказания первой медицинской помощи из подручных средств, а задания, связанные с едой, связать непосредственно с ее приготовлением. Конечно, повидло из земли делать им предлагать не стоит, и для выпекания хлеба в библиотеке вряд ли найдутся подходящие условия. Но они могут попробовать из базового набора продуктов, которые люди получали по жетонам в то время, приготовить типичный для того времени ужин (например, гречку с мясными консервами). Делать они это могут, например, с завязанными глазами, или на время, или параллельно отвечая на вопросы викторины.

Для любителей рукоделия интересным будет участие в различных мастер-классах в библиотеке. У многих мастер-классы в библиотеке ассоциируются с созданием книжных закладок и оригами, но на самом деле есть множество интересных креативных вещей, связанных напрямую с литературой, содержащих интересную познавательную информацию, развивающих креатив, которым можно посвятить мастер-класс. Например, создание библиографических лэпбуков, буклетов-путеводителей, виммельбухов и авторских гайдов. Когда они будут созданы, можно устраивать смотры и фестивали, где участники смогут рассказать о своем творении, поделится опытом создания и, возможно, дать какие-то практические рекомендации из личного опыта тем, кто планирует создавать их в будущем. А теперь несколько слов оА теперь несколько слов о каждом из них.

Авторские гайды – своеобразные руководства к книгам. В них может быть информация об авторе, аннотация, рецензии и отзывы (читатель может подключить к созданию своих родных идрузей, попросив их прочитать книгу, по которой он делает гайд и попросить каждого написать отзыв, которые затем вклеить внутрь гайда), запомнившиеся цитаты, карты локаций, словарик непонятных терминов, книжные теги, списки дополнительной литературы, вопросы по теме (можно к каждой главе). Например, попросить читателя представить, что он делает данный гайд для своего младшего брата или сестры, и попросить придумать к каждой главе задание или игру, в которые он потом и сам сможет поиграть с другими читателями во время презентации-защиты. Украсить гайд можно иллюстрациями из книги, тематическими «атмосферными» распечатками и вырезками или собственными рисунками и фотографиями.

Библиографические лэпбуки – это самодельные интерактивные папки или книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация, относящихся к произведению, в виде рисунков, текстов, диаграмм и т.п., помогающая самому создателю лучше «прочувствовать» произведение, глубоко погрузится в тему, а также наглядно и интересно представить ее содержание для тех, кто его еще не читал.

Буклеты-путеводители – небольшие «книжечки», состоящие из нескольких листов бумаги, скрепленных вместе. Они могут содержать карту с обозначением всех локаций произведения и их описанием. Интересно будет, если произведение базируется на реально существующем городе, и особенно здорово, если этот город – место жительства создающего этот путеводитель. Тогда в нем он сможет отразить реально существующие места и узнать историю и интересную информацию, которая поможет ему лучше узнать свой родной город. А потом он, опираясь на него, сможет провести с другими читателями экскурсию и поделится ею. А еще можно связать литературные локации с реально существующими местами и найти аналоги вымышленных мест в своем родном городе. Они могут быть также по зданию библиотеки. Читатели могут представить, что библиотека – таинственный замок, полный тайн, и представить каждый его отдел в виде отдельной комнаты замка, в которой спрятано какое-то задание, вопрос и т.п. На основании этого можно даже организовать целый квест.

И еще один, не очень известный, но определенно заслуживающий внимание вариант – виммельбух. Это книги без текста (или практически без него), но с яркими и детализированными иллюстрациями, насыщенными визуальной информацией. Их создание развивает воображение, т.к. заставляет задуматься, как передать информацию, не используя слов, а только визуальные образы. Можно не ограничиваться одним мастер-классом, а организовать в библиотеке целую мастерскую по их созданию. И создавать их на постоянной основе по различным произведениям. Что-то вроде кружка.

Есть и другие интересные идеи того, чему можно посвятить мастер-классы в библиотеке. Их связь с литературой прослеживается не так четко, но они, безусловно, очень интересны и будут востребованы у современной молодежи. В их числе: декупаж шкатулок, пуговиц, посуды и т.п.; В их числе: декупаж шкатулок, пуговиц, посуды и т.п.; декорирование личных дневников и ежедневников; роспись футболок, кед, бейсболок, сумок-шопперов и др.; создание тряпичной куклы в стиле тильда; изготовление карнавальных масок или масок для сна; точечная роспись; эбру (техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу); создание украшений (браслетов, подвесок, заколок, брелков и др.); создание изделий из полимерной глины/легкого пластилина; создание косметики, парфюмерии и бытовой химии ручной работы (например, мыла,

Подытоживая, нужно отметить, что эффективность любого мероприятия в большой степени зависит от креативного решения. Хороший креатив будет прекрасно работать в любом формате – будь то викторина, литературно-музыкальная гостиная или полномасштабная акция. Надеемся, что представленный материал поможет в планировании работы по организации молодежных мероприятий в библиотеках.

Библиотеки рекомендуют:

1. 25 случаев, когда библиотеки удивили и поразили своих читателей // Twizz : сайт. - https://twizz.ru/25-sluchaev-kogda-biblioteki-udivili-i-porazili-kreativ.... - Текст: электронный.

2. Банк идей // Библиотеки Архангельской области : сайт. -https://biblioteka29.ru/professional/resources/. - Текст: электронный.

3. Идеи для библиотеки // ВК. - https://vk.com/club108598004

4. Инновационная выставочная деятельность в библиотеке: методические рекомендации / Межпоселенческая центральная библиотека; МБО; сост. Л. Рябова. - Валуйки, 2018. - 20 с. // http://doc.val-library.ru/innov.pdf. - Текст: электронный.

5. Осваиваем креативные формы работы современной библиотеки / Амур. обл. науч. б - ка им. Н. Н. Муравьева-Амурского, метод. отд. ; сост. В. В. Фатеева. – Благовещенск, 2018. – 40 с. // http://www.libamur.ru/sites/libamur/files/kreativnye_formy_raboty_0.pdf. - Текст: электронный.