Из Календаря знаменательных и памятных дат на 2024 год

1909 год  - начало строительства железной дороги «Торжок-Кувшиново» (115 лет)

В начале прошлого века владелица целлюлозно-бумажной фабрики в селе Каменное Тысяцкой волости Ю.М. Кувшинова задумала строительство железной дороги, чтобы соединить Торжок и Кувшиново. Но разрешение на строительство можно было получить только при условии, что длина предполагаемого маршрута составит не менее 100 вёрст. Расстояние между городами было меньше. И тогда Кувшинова спроектировала путь до Селижарова и дальше – до Соблаго.
На первом этапе работы от Торжка до Кувшинова велись около 10 лет. В 1913 году правление товарищества «Кувшинова и Ко» приняло решение построить железнодорожный путь в связи с тем, что её фабрика расширялась, увеличивался расход хвойной древесины, а её можно было получать из района Верхней Волги. Таким источником были леса вверх по Волге от Селижарова, где находились богатые лесные дачи фабриканта Саввы Морозова. Это был не единственный довод в пользу строительства нового участка железнодорожной линии. Торфяное болото «Марусино», как топливный объект фабрики, тогда исчерпывало уже свой топливный запас, надо было переключаться на добычу торфа на ранцевских болотах, а доступ к ним был затруднен из-за отсутствия дороги.

7 октября 1913 года на собрании выборных уполномоченных (аналог городских Дум) городской староста И. Смирнов сообщил: «По частным сведениям стало известно, что железнодорожная ветвь, которую проектирует товарищество «Кувшинова и  Ко», пройдёт близ посада Селижарово. Желательно, чтобы станция-вокзал была в черте посада для большего удобства. Если удастся договориться, можно выделить участок городской земли с платою или бесплатно – как решит собрание уполномоченных».

Правление (правильно – Общество Кувшиновского подъездного пути) немедленно сообщило о просьбе селижаровцев в Министерство финансов, а в Твери, согласно закону, была создана особая комиссия под председательством губернатора фон Бюнтинга. Включили в неё и городского старосту И. Смирнова.

Совещание 1913 года высказалось за строительство ширококолейного подъездного пути от станции Кувшиново Новоторжского уезда до посёлка Селижарово при впадении реки Селижаровки в Волгу, который соединит район озера Селигер и верхневолжских озёр непосредственно с Тверью и Москвой.

Впрочем, строительство тормозилось – и не только начавшейся через несколько месяцев русско-германской войной, но и отказом ряда землевладельцев передать (продать) свои земли под железную дорогу. Переговоры такого плана велись и в последующие годы, и лишь в конце 1916-го было открыто почтово-грузопассажирское сообщение Торжок-Кувшиново-Селижарово общей протяженностью 112 километров, и первый состав подошёл к перрону новой маленькой станции «в черте Воскресенской части, невдалеке от городского пруда по дороге из посада в деревню Печеницыно».

Линейная станция Селижарово относилась к станциям IV класса – из дерева. В деревянном здании вокзала были: помещение для почты; ламповая, где светильники заправляли керосином; отдельные служебные помещения коменданта, агента службы движения, телеграфиста и, конечно, зал ожидания с круглыми, так называемыми «утермарковскими» печами. Железная дорога принесла в наш край лучшее, что могла дать цивилизация.  Приход железной дороги в Селижарово стал коренным переломным моментом в развитии нашего района.  Именно она стала рельсами прогресса еще в начале ХХ века.