Библиографический обзор "Литературная палитра"

Ольга Владимировна Камышева — российская детская писательница.

В 7 лет Ольга Камышева решила стать писателем и начала писать свои первые рассказы, участвовала в литературных конкурсах. В 2008 году создала страницу на портале для начинающих авторов «Самиздат», где публиковала сказки, рассказы, стихи, эссе и другое.  

В 2024 году издательство «Стрекоза» выпустило книгу Ольги Камышевой «Большая книга сказок про Бабу Ягу. Четыре сказки».  

В 2022 году вышли книги Ольги Камышевой «С девчонками не водимся» и «Лиза – подлиза и ябеда». Это добрые и юмористические истории о детях-дошколятах.
Лиза – подлиза и ябеда – для дошкольного возраста 0+

"Как же сложно быть ябедой! За всеми нужно уследить, обо всех доложить. А они не понимают, не любят тебя и не хотят дружить..."

Так думала маленькая Лиза, сидя на стульчике в углу и наблюдая за детьми, весело играющими в группе. Что же ей делать? 

С Лизой никто не хочет дружить, потому что она всё по всех рассказывает и на всех жалуется. Кто же будет дружить с ябедой? Вот и ходит Лиза одна-одинешенька по детскому садику. Но почему же, когда новенькая Даша рассказала воспитательнице, что Димка хочет сбежать из садика, то ее не только не стали дразнить, но еще и похвалили?! И никакой ябедой Дашу никто не называл. А Марина Викторовна сказала, что иногда рассказать о чем-то просто необходимо, как в случае с Дашей и Димкой. Вот и поди пойми! В общем, все сложно. Но на помощь Лизе пришла мама, которая подсказала прекрасный вариант поведения.

 Только-только Лиза перестала ябедничать, как на тебе, новая беда: теперь её называют подлизой, ведь она все время всех хвалит. Разве это плохо говорить другим хорошие слова? Почему же детям не нравится, когда Лиза их хвалит? Воспитательница целую сказку прочитала детям, чтобы они поняли, что похвала всегда должна быть искренней. А если ты просто так постоянно всех хвалишь лишь бы похвалить, то таким словам грош цена.

 Сборник рассказов Ольги Камышевой «Лиза – подлиза и ябеда» продолжает ее же книгу «С девчонками не водимся» И, конечно, они помогут деткам разобраться во многих сложных вопросах. Ребята поймут, что ябедничать плохо, но об опасных ситуациях просто необходимо рассказывать взрослым, чтобы не случилась трагедия. Что подлиз и ябед никто не любит и не нужно ничего делать, ради своей выгоды. А вот если ты поступаешь, так, как подсказывает тебе твое сердце, то тебя все будут любить и друзей у тебя будет предостаточно.

Андрей Алексеевич Усачёв — русский детский писатель-сказочник, поэт и драматург, сценарист, радиоведущий.

Впервые свои стихотворения писатель опубликовал в 1986 году в журнале «Мурзилка». Спустя 5 лет вышел его первый сборник стихов «Если бросить камень вверх».

У Андрея Усачёва вышло более 300 книг (считая переиздания). Многие произведения автора переведены на иностранные языки.

Работал на телевидении — писал сценарии и песни для передачи «Кварьете Весёлая квампания» (вместе с Петром Синявским), для многосерийного художественного фильма «Дракоша и компания». На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи «Весёлая радиокомпания» и «Летающий диван».

В 2015 году организовал «Весёлую школу детских писателей», проводящую театрализованные уроки для дошкольников и младших школьников.

С 2020 года Председатель литературной Премии им. Корнея Чуковского и Премии «Большая сказка» им. Эдуарда Успенского.

Малуся и рогопед – для младшего школьного возраста 6+

И вот уже прошлое становится пошлым, ромашки ломашками, а храм хламом. Эта игра в буквы и слова находит воплощение в выдуманной стране, куда попадает главная героиня книги.

Достаточно уничтожить одну букву, чтобы изменить прошлое до неузнаваемости. Замечательная книга получилась у Андрея Усачёва! Для детей она будет не только развлекательной, познавательной, весёлой, но и полезной. Во-первых, хороши приключения Маруси в компании коровы Розалии и моряка Рюрика. Они поведают о дружбе, взаимовыручке, сплочённости, а каждый из героев порадует собственной историей, шутками, меткими замечаниями и правильными выводами. Моряк отыщет чувство юмора, корова отточит поэтический талант.  Во-вторых, книга привлекает множеством скороговорок, стихов, среди которых есть гимн манной каше и ода в честь моряка и громоотвода, каламбуров и даже загадок. В-третьих, доступно, с наглядными примерами, писатель расскажет о словах и звуках. «Вначале было Слово»? Так вот, из искаженных слов Рогопед создал свой мир. Все, что существует неправильного там, здесь становится правилом. Путешествуя с Марусей и её друзьями по этому искажённому миру, дети могут изучить и разобрать примеры превращения Ромашковой улицы в Ломашковую, Коровы - в Колову, понять, почему царь вынужден носить на голове огромную золотую колонну. Ломандия, Ненормандия, Чертова Дыра, Глушь, Зазаборье - как только не называют страну Рогопеда! Достаточно изменить звук, заменить его другим или пропустить - и перед нами возникает новое слово. А если это слово будет сразу воплощаться в предмет или существо? Ребёнок крошка превращается в кошку, а крыса - в страшного кыса. Автор обыгрывает значение слов с заменой "Р" на "Л": груши - глуши, пруд - плут, моряк - моляк, тёрка - тёлка, наглядно демонстрируя важность правильного выговора. Постепенно диапазон звуков расширяется: ш-с, л-в, ж-з, а в стране Рогопеда появляются всё новые и новые зависимые существа. Герои сказки научились правильно произносить звуки, разгадали, что скрывается за каждым зачарованным понятием и сумели разрушить колдовство Рогопеда. Случилось ли это на самом деле или Маруся уснула и все её невероятные приключения только сон, главное, что меняясь сами, мы меняем окружающий мир.
 а правильная речь важна

Анастасия Пикина — детская писательница, живёт в Калифорнии. Опыт в книжном деле более 10 лет, за это время я издала 4 детские книги самиздатом и 10+ книг через традиционные издательства. Пишет для детей в разных жанрах: детективы, повести, сказочный нон-фикшн, рассказы. Более двух лет работала в международном детском журнале "Кот в мешке". Пишет тексты, прорабатывает диалоги для компьютерной игры. Ведёт обучающую платформу для писателей.
   Веснушка, колдунья и волшебный амулет - для младшего школьного возраста 6+

Девочка Саша собирается провести каникулы в деревне у любимой бабушки. Но поездка омрачена разводом родителей. Кажется, что хуже быть уже не может, пока однажды все жители деревни не засыпают беспробудным сном. Теперь только Саша в силах разобраться, кто наложил заклятие и при чём тут домовые, гуси-лебеди, могущественная колдунья и волшебный амулет. Сможет ли Саша всех спасти? А главное — доказать колдунье и самой себе, как важно уметь прощать и продолжать радоваться жизни, несмотря ни на что.

Необычная сказка Анастасии Пикиной заставляет задуматься о многом. Это волшебная сказка, но одновременно и произведение о семейных отношениях, доверии, о том, как трудно иногда найти выход из сложных ситуаций, особенно в одиночку. Да, развод - это печальное, возможно, даже страшное событие. Но ребенок должен знать, что он не виноват в этом и родители его не станут любить меньше после развода. Ведь иногда, как говорит автор, люди расходятся для того, чтобы стать счастливее. Девочка, которую в книге все называют Веснушка, на собственном примере помогает понять, что нужно не бояться обращаться за помощью и выражать свои эмоции. Конечно подростки часто сталкиваются с разочарованиями, болью, не желанием общаться, но нужно уметь прощать и быть благодарным, а главное, никогда не сдаваться.

Юрий Владимирович Усачёв — лётчик-космонавт Российской Федерации, Герой Российской Федерации. Выполнил четыре космических полёта:

В общей сложности Усачёв провёл в космосе почти 553 суток и семь раз выходил в открытый космос.

Юрий Усачёв — популяризатор космонавтики. Свои впечатления от четырёх космических полётов он описал в книге «Дневник космонавта». В октябре 2014 года в свет вышла новая книга Юрия Усачёва о космосе, написанная специально для детей — «Один день в космосе».

Один день с космонавтом – для младшего школьного возраста 6+

Отличная книга к Дню космонавтики. Она написана очень понятным даже для старших дошкольников языком (особенно для увлечённых темой), но текста много, поэтому 6-7-летки будут скорее слушателями. Информация настолько полная, разнообразная, что интересно читать даже взрослому.

Выстроен текст как экскурсия, которую проводит для нас самый настоящий космонавт. Мы находимся с ним на протяжении одного дня, в течение которого успеваем подготовиться к полёту, стартовать на ракете, долететь до МКС, изучить её, познакомиться с особенностями жизни космонавтов, понаблюдать за Землёй в иллюминаторе, даже выйти в открытый космос - и вернуться на родную планету. Причём общается автор с нами так, словно мы действительно сейчас рядом с ним в космосе: советует, предостерегает, руководит нашими якобы действиями, так что, если с воображением всё нормально, эффект присутствия вам гарантирован)

И огромный плюс книги - наличие огромного количества фотографий. Вот совершенно не нужны в такого рода изданиях рисунки (ну разве что схемы строения)

Во всех других случаях фотографии гораздо нагляднее и гораздо больше в тему.

Ольга Владимировна Батлер — писатель, кандидат философских наук, член союза журналистов. Родилась в Москве. После школы работала в детской библиотеке. После окончания факультета журналистики МГУ им. Ломоносова работала корреспондентом, ответственным секретарем газеты Московского педагогического государственного университета им. Ленина. Последние шесть лет проживает в Англии, является корреспондентом "Независимой газеты". Член Товарищества детских и юношеских писателей России.
В своих произведениях обращается к фантастике, детективу, юмористической прозе. 

Последний кот в сапогах – для среднего и старшего школьного возраста 12+

История блокадного Ленинграда, Тани и её кота Рыжика - настоящего защитника и крысолова. Бабушка Таня бережно хранит воспоминание о рыжем коте, друге своего детства, но в один из дней решается рассказать своему внуку о тех далеких днях, чтобы не унести эту историю с собой в могилу. И о чудо! Внук отложил свой смартфон и погрузился в бабушкин рассказ, за время которого как будто сроднился с ней, прочувствовал её, полюбил город Ленинград, казавшийся ему таким чужим (как и бабушка, к которой он сначала обращается исключительно на «Вы»). Семейная история Смирновых и их соседей по коммунальной квартире как будто проходит прямо сейчас перед нашими глазами.. Мы наблюдаем счастье всех обитателей и надежду на светлое будущее, на счастливый 1941 год. Вот все смеются, счастливые, в ожидании ещё более счастливых дней.. А вот наступает лето 1941 года и суровая зима, самая жестокая из всех блокадных зим. Веселые ребята Майка, Сергей Иванович и Таня теперь хмурые и серьезные, вечно голодные, замёрзшие.. Отцы - на фронте. Матери - делают всё возможное для того, чтобы выжить, худые, изможденные, голодные.. И есть обратная сторона: соседка Рая, сытая, румяная, веселая, с музыкой и ворованой едой.. Есть те, кто давно съел своих домашних любимцев.. а некоторые не отказываются и от человечины.. И есть Смирновы, оберегающие своего Рыжика, и не зря. Именно он и спасет их в самые лютые голодные дни. Добытчик, обеспечивавший свою семью мясом - мясом крыс. Нам сейчас кажется это всё диким, невообразимым, а в блокадном Ленинграде это было спасение, возможность дожить до Победы. Невозможно читать без слез многие сцены.. Доброта людей, отдавших свои довески девочкам, потерявшим карточки на хлеб.. Доброта соседей и коллег.. Преданность кота, ставшего серьезным, опытным крысоловом, он как и дети, перестал быть ребенком, забыл об играх и посвятил себя борьбе за жизнь. Смерти голодных детей и их родителей.. Ужасная участь тех, кто заживо себя хоронил.. Людоеды, готовые пойти на убийство ради мяса.. Бомбежки, нечеловеческий холод, тяжелая работа во благо фронта, ледяной путь до реки за водой, ночные очереди за хлебом.. и много ещё всего промелькнет на этих страницах в рассказе бабы Тани своему внуку Петеньке. Книга написана так, что будет интересна и взрослым, и детям. Она проникает в душу и сердце, поселяет переживание за героев, гордость за русских людей и великую Победу, скорбь за сотни тысяч погибших.. и надежду на светлое будущее, в котором наши дети никогда не узнают, что такое хлебная карточка.
Светлана Андреянова — писатель, автор повести «Жёлтые конверты». В 2018 году произведение получило первую премию Международного конкурса имени Сергея Михалкова.  По словам самой писательницы, повесть «Жёлтые конверты» стала её первым серьёзным произведением.

Желтые конверты - для среднего и старшего школьного возраста 12+

Повесть "Желтые конверты" посвящена теме подготовки к ЕГЭ и цены этой подготовки, а еще немножко теме отношений и инвалидности.
Герой Алешка - фигура практически во всех отношениях положительная: сын успешных известных в своем маленьком городе людей, человек с далеко идущими планами, очень целеустремленный и трудолюбивый, к тому же если не прямо популярный, то принятый среди сверстников. Мальчик учится в 10-м классе, усердно готовится к ЕГЭ, занимаясь с репетиторами, ведь ему нужно получить 90, а то и больше баллов: его цель – МГИМО, а там огромный конкурс.  Он усиленно занимается английским языком с Марией Максимовной у нее дома, и там же однажды находит конверт с письмом, адресованным совершенно точно ему. Проникнувшись симпатией к неизвестной отправительнице писем, Алексей пытается вычислить, кто она, на фоне своей обычной жизни, невразумительных отношений с местной первой красавицей и отпуска родителей, которые они впервые проводят без него.

"Жёлтые конверты"- это послание Судьбы, меняющее жизнь Алексея раз и навсегда. После знакомства с самой необычной девушкой Марго его цели кардинально меняются. Эта книга об осознанном выборе пути, о месте человека в обществе, о настоящей любви на всю жизнь, которая вдохновляет и делает лучше. Невероятно трогательная книга. Спасибо автору, что поднимает такие важные вопросы: как и зачем мы живём, на что тратим все свои силы и нервы, те ли цели мы себе ставим. Конечно, образование – это очень важно, но ещё важнее не потерять себя истинного! Очень советую почитать, чтобы избавиться от удушающего страха перед ЕГЭ. Не всё в жизни определяется от его результатов. Будущее мы строим сами!

Для среднего и старшего школьного возраста.

Юлия Александровна Лавряшина — прозаик, сценарист, драматург, автор более 50 книг прозы и сборника стихов, ряда киносценариев и пьес.

Член Союза писателей России с 1995 г.

Догхантер - для среднего и старшего школьного возраста 12+

Подростковая повесть раскрывает живодерство и мотивы жестокого обращения с животными, а также произведение пестрит яркими образами подростков, раскрывает их взаимоотношения и показывает насколько, порой, тяжелую ношу приходится тащить за собой детям. Столько проблем затронула автор! Детские комплексы, семейное насилие, попытка суицида... Сюжет строится вокруг извечного конфликта собачников и людей, называющих себя догхантерами. Нет и не может быть здесь единой точки зрения. Кто-то жути боится собак. Немеет и столбенеет в буквальном смысле слова, оказываясь на одной улице со сворой беспризорных псов. И даже страшно себе представить, что может произойти, повстречайся им ребёнок. И в то же время, никто не радуется тебе, вернувшейся домой, больше, чем твой пёс. Как люди осознанно идут на то, чтобы начать раскладывать отраву для собак?! Не просто же так? Ребят из повести Юлии Лавряшиной объединили общая беда и общая ненависть. Они решили выследить и наказать людей, убивших их собак. У каждого своя история и автор, то и дело меняя рассказчиков, знакомит нас с каждой из них от имени героя. Мы не просто со стороны узнаём, что две девочки сбежали к бабушке от мерзавца отчима и самовлюбленной дуры-матери, а понимаем, почему же жертвы домашнего насилия годами терпят его, не решаясь открыться никому из взрослых. Узнаём, каково это - жить с матерью-пьяницей, которой нет до тебя никакого дела. Вспомним, наконец, как зарождается светлое чувство первой любви.  Как и принято в детективном сюжете, главным «злодеем» оказывается неожиданный персонаж. Вот он пойман, его нужно примерно наказать, но, оказывается, не всё так однозначно. И когда узнаешь причины, подтолкнувшие на такие действия, то начинаешь задумываться - а не поступил бы ты также.

Анна Михайловна Вербовская — писательница, живёт в Москве.  В 1990 году Вербовская окончила факультет журналистики МГУ имени М. Ломоносова. С 1993 по 2003 год работала на телеканале «Россия», а с 2007 года и по настоящее время — редактор-консультант Первого канала российского телевидения.  

«И были они счастливы» - для старшего школьного возраста 16+

 Под обложкой книги — несколько интересных житейских историй, проникнутых надеждой на лучшее завтра, теплом крепкой дружбы и заботы, грустной ностальгией о прошлом. Для героини рассказа «Возвращение Жорика» её домашний любимец стал главной отрадой в жизни, светом в оконце. Неожиданное исчезновение Жорика заставило Веру в полной мере ощутить своё одиночество. А его возвращение позволило понять, как в сущности мало порой нужно для счастья.

В рассказе «Покров» 92-летняя Марья Трофимовна на финишной прямой своей долгой жизни «попрощалась» с умом. Аккурат на великий русский православный праздник. Потонули в глубокой реке времени и «закрученные в спираль сомнения», и «обрывки воспоминаний», и «утратившие необходимость знания». Для пожилой женщины, которая не узнаёт даже собственного сына, действительно в какой-то мере «наступила тишь да гладь». Не догадывается Мария Трофимовна ни о той боли, с которой родные смотрят на её странноватые выходки, ни о том, как коварная болезнь изменила их реальность. Не подозревает о мучительной внутренней борьбе невестки, для которой внезапное помешательство свекрови стало сильным, неожиданным ударом. Для Софьи осталось в прошлом оживление от предстоящего отъезда в Израиль (куда все это теперь?), померкло умиротворение от древних духовных практик. Терпение слабело и истончалось с каждым днём. Пока одним долгим субботним вечером Соня не осознала, что настоящее счастье — это когда близкие рядом. Счастье, по сути, соткано из общения с родными и их заботы: незамысловатых разговоров о том, как прошёл день, любовно приготовленного мужем борща с черносливом и фасолью, времени, проведённой со взрослой дочерью Таськой.

История о Фриде посвящена тесной связи (больше, чем дружбе) запуганной и забитой приютской собаки и избалованного домашнего любимца Юлика, выставочного элитного пса замысловатой мексиканской породы. Выползти из внутренней конуры страха было нелегко. Но Фрида смогла поверить людям, которые из пугающе чужих превратились в самых родных.

«Американка» о сложных перестроечных годах. В этой истории много, наверное, личных переживаний автора и саднящих душу воспоминаний. Автор словно бы заново, по крупицам, по минутам, переживает трагичный момент гибели совсем ещё молодого друга Васьки, талантливого фотографа, полного сил и затаённой любви, делясь с читателями частичкой своей боли. Всё по-настоящему, прямая трансляция из души. В книгах Анны нет картонных героев и проштампованных сюжетов, именно за эту «неискусственность» и нравятся истории автора.