Вы здесь

Создание аудиогида как краеведческий информационный проект

Создание аудиогида как краеведческий информационный проект

В 2011 году команда инноваторов из Голландии и России совместно с инвестором из Швейцарии поставили перед собой цель – дать всем путешественникам новый способ почувствовать себя ближе к историческому и культурному наследию человечества, создав глобальную, открытую и бесплатную систему для всех историй мира. Так появился сайт izi.TRAVEL, который помогал пользователям создавать виртуальные музеи, аудиогиды и даже квесты, доступные не только на экране ПК, но и на мобильных устройствах. И идея себя оправдала! Сейчас на на izi.TRAVEL размещено более 15 000 аудиогидов и виртуальных экскурсий. Общее количество авторов (контент-провайдеров) перевалило за 10 тысяч. А аудиогиды представлены на 70 языках и охватывают более 90 стран.

Интересным направлением краеведческой работы является сотрудничество с сервисом izi.travel — бесплатной и открытой платформой для создания аудиогидов, на которой авторы со всего мира могут публиковать свой контент в формате геопривязанных аудиоисторий. С помощью izi.travel любой желающий, будь то крупный музей, профессиональный экскурсовод или просто увлечённый человек, может сделать собственный аудиогид по интересующей его локации, который будет доступен путешественникам через бесплатное мобильное приложение Izi Travel. Работа по созданию аудиогида строится по следующему алгоритму:

• Выбор темы. Это может быть классическая прогулка по населённому пункту, история какого-либо человека (известного или простого местного жителя), посещение памятников природы, военных мемориалов, путешествие-исследование, путешествие-расследование и т. д. Главное, чтобы тема была интересной и понятной для самого автора и могла быть соотнесена с форматом маршрута (пешая прогулка, автобусная экскурсия и т. д.).

• Разработка маршрута включает подбор достопримечательностей, о которых пойдёт речь, нанесение их на карту в cms.izi.travel. Важно, чтобы точки были объединены логикой повествования, находились на линии движения, т. е. если это пешая прогулка, то на всём пути следования должна быть пешеходная зона. Недопустимо, чтобы линия маршрута проходила, например, по крышам домов, через закрытые объекты и т. п.

• Тайминг и навигация — соотношение длительности истории и скорости перемещения по маршруту, чтобы человек не оставался надолго в тишине, постоянно находился в «облаке историй».

• Подготовка историй: подбор и обработка различных материалов по теме и собственно создание истории. Как же написать интересный текст? История должна быть не очень длинной, примерно 150–200 слов (1–2 минуты), и содержать максимум интересных фактов, изложенных простым языком. Специалисты советуют избегать громоздких синтаксических конструкций, сложных речевых оборотов, так как они плохо воспринимаются на слух. Не следует перечислять то, что человек и так видит перед собой (например, количество этажей здания, цвет стен и т. д.), должно работать его воображение. Истории должны быть логически связаны, в конце одной истории может содержаться намёк на следующий объект.

• Озвучка — очень важный этап, так как аудиоформат предъявляет большие требования к звучащему слову, чем, скажем, в классической экскурсии с гидом. Очень интересно написанная история, но невыразительно озвученная, не произведёт ожидаемого эффекта. При записи истории монотонная речь, невнятное произношение и речевые ошибки недопустимы. Рассказ может сопровождаться различными звуковыми эффектами, погружающими слушателя в атмосферу повествования, музыкой, элементами театрализации.

• Подбор фотографий и другого иллюстративного материала: у каждой точки маршрута должны быть текст, фото и аудио.

Если все точки маршрута оформлены, контент можно выкладывать в cms.izi.travel. Аудиогид будет доступен только автору, перед публикацией рекомендуется пройти по маршруту и проверить работу аудиоэкскурсии. Следует отметить, что после публикации на платформе можно возвращаться к редактированию. Не всегда можно равномерно распределить истории по маршруту, длинные участки, которые слушатель вынужден проходить в полной тишине, лучше заполнить несколькими историями о людях, событиях, обычаях, легендах, связанных с темой экскурсии, привести отрывки из художественных произведений. Библиотекари, работающие с детьми, могут воспользоваться сервисом для разработки увлекательных квест-экскурсий: отличие от обычной экскурсии в том, что на карте не появится следующая точка маршрута, пока не будут правильно выполнены задания.