Вы здесь

Золотые страницы зарубежной классики

Золотые страницы зарубежной классики

Классическая литература - великое наследие.
Это опыт, оставленный нам блистательными умами прошлых веков. Из всего многообразия литературных произведений, созданных человечеством за время существования литературы, можно выделить самые лучшие, самые гениальные - те, что пережили века и по сей день пленяют сердца читателей.
Эти произведения формируют фонд классической литературы. Как многим известно, классика вечна.
Ее никогда не поздно открыть заново.
Сегодня мы вспомним нескольких зарубежных писателей - юбиляров января.

Уилки Коллинз  был писателем "сенсационной"  школы в викторианский период, и с помощью романов-бестселлеров и успешных пьес  Коллинз исследовал последствия таинственных, шокирующих и криминальных событий в семьях викторианского среднего класса.

Несколько интересных фактов о  жизни Уилки Коллинза, которых вы,  возможно, не знали.

Уилки Коллинз родился 8 января 1824 года в Лондоне, в семье известного английского пейзажиста Вильяма Коллинза. Уилки был старшим сыном в семье. Его назвали в честь крёстного – друга отца сэра Дэвида Уилки. Дед будущего писателя был реставратором и оценщиком картин, но фортуна ему не улыбнулась, и он умер в нищете.

Уилки получил домашнее образование, затем поступил в частную школу. Сочинять начал ещё там – и не от хорошей жизни. Нервный тщедушный мальчик до смерти боялся своего драчливого соседа по дортуару (общая спальня для учащихся в закрытых учебных заведениях). А тот почти каждый вечер, перед сном, заставлял Уилки придумывать всевозможные увлекательные истории.

Двенадцатилетним мальчиком Уилки вместе с семьёй на три года уехал в Италию. Книги его впоследствии отразят эти яркие впечатления. По возвращении в Англию и окончании средней школы, уступая воле отца, Коллинз, подобно множеству английских молодых людей, начинает заниматься «деланием денег» на службе в крупной чайной фирме. Но торговля не привлекает его. Влюбленный в Италию по воспоминаниям детства, подогретым чтением Бульвера Литтона, Коллинз пишет первый свой рассказ и показывает его отцу. Художник, почувствовав талант в своем сыне, дает ему возможность завершить образование в Линкольн-Инне (одна из четырех старинных лондонских корпораций юристов, дававших теоретическую и практическую подготовку для ведения судебных дел). Так Уилки Коллинз стал адвокатом.

Вся жизнь Уилки Коллинза, так или иначе, оказалась связана с живописью. Его отец - Уильям Коллинз - был известным художником, мать тоже происходила из семьи художников. Художником стал и младший брат Чарльз.  Даже первый напечатанный роман Коллинза был посвящён живописи - это было жизнеописание его отца.

В год окончания Линкольн-Инна Коллинз встретился с Чарльзом Диккенсом, который был старше его на 12 лет. Знакомство это крепнет и в 1853 году переходит в дружбу, которая становится все более и более тесной. Сначала Диккенс и Коллинз совершают совместную поездку в Булонь, Швейцарию и Италию. Потом, в 1855 и 1856 годах, оба они живут в Париже; в 1857 году, после короткой совместной поездки по северу Англии, они пишут вместе книгу «Ленивое путешествие двух досужих подмастерьев». Сохранились письма Диккенса к Коллинзу, необычайно тёплые и сердечные, показывающие не только их взаимную привязанность, но и творческое содружество.

Уилки Коллинз очень тесно дружил с Чарльзом Диккенсом, а когда брат Уилки женился на дочери  Диккенса Кэтрин,  то они ещё и породнились.

Коллинз считается родоначальником английского детективного романа, поскольку до него существовали только детективные рассказы. Роман Коллинза «Лунный камень» стал первым англоязычным детективным романом.

Коллинз получил юридическое образование, и некоторые свои романы строил по принципу судебных заседаний, где по очереди выступают свидетели,  и постепенно картина преступления проясняется.

Самым любимым произведением Коллинза был роман «Женщина в белом». В своём завещании он велел на надгробном камне сделать надпись: «Уильям Уилки Коллинз, автор «Женщины в белом» и других произведений».

Журнал «The Observer» в 2003 году поставил «Женщину в белом» на 23-е место в сотне лучших романов всех времён.

За свою жизнь Коллинз написал 30 романов и более 50 рассказов, некоторые из которых были опубликованы в журналах под редакцией Чарльза Диккенса. Коллинз также написал книгу о путешествиях «Жизнь разбойника»  и пьесы.

Встреча с Диккенсом определила жизненный путь Коллинза как романиста. Хотя у Коллинза уже были первые литературные опыты, только Диккенс помог ему найти себя в литературе и стать одним из своеобразнейших писателей Англии.  Многие вещи Коллинз писал совместно с Диккенсом.

В Париже он написал драму «Замёрзшая глубина», в постановке которой участвовал и Диккенс. По собственному признанию Диккенса, замысел «Повести о двух городах» зародился у него в то время, как он играл в этой пьесе. Таким образом, характерная для Коллинза напряженная драматическая коллизия нашла своё отражение и в творчестве Диккенса. После смерти своего великого друга Уилки Коллинз все более и более обособляется от общества и замыкается в одиночестве. Умер Уилки Коллинз в Лондоне 23 сентября 1889 года в возрасте 65 лет.

Произведения автора о дерзких похищениях, подмененных близнецах, коварных заговорах  захватывают таинственной атмосферой и злодейским,  фантастическим сюжетом.  Коллинз не только непревзойденный мастер интриги, но и тонкий трепетный психолог,  подробно передающий чувства героев.

«Будущее зависит от того, какую пользу мы сумеем извлечь из настоящего»   Уилки Коллинз.

Эжен Сю - французский писатель, известен и любим как автор романа «Парижские тайны». Но читатель редко догадывается, что он является еще и основоположником жанра, называемого
«роман-фельетон», то есть художественного произведения, печатающегося в газете из номера в номер.  Именно так печатались  «Парижские тайны».

Писатель Эжен Сю появился на свет в далеком 1804 году в Париже. Мари-Жозеф Сю (таково настоящее имя писателя, имя «Эжен» он возьмет себе позже как литературный псевдоним – в знак внимания к своему крестному) Отец считался хорошим хирургом, что позволило ему скопить значительное состояние. Мальчик рос в довольстве. Перед глазами у него был замечательный пример в виде отца, которыйсделал головокружительную карьеру: из рядового врача превратился в главного лекаря императорской гвардии, личного друга Наполеона, а после реставрации Бурбонов – в королевского врача и члена Медицинской академии.

Его крёстными становятся представители семьи Наполеона:
Жозефина Богарне и  Евгений Богарне.

Мальчик рос избалованным. Он, то маялся бездельем, то шалил и до 11 лет учился дома. После юношу отдали в элитное учебное заведение  -  Колледж де Бурбон, где он получил отличное образование.

Отец мечтал, чтобы  Эжен Сю продолжил  его дело и тоже стал врачом. Но во время учебы тот вел веселый образ жизни: кутил, развлекался и обзавелся большим количеством знатных друзей.

Слухи о похождениях Мари Жозефа быстро дошли до отца. Больше всего его разозлил случай с семейным винным погребом. Монаршие особы нередко дарили Сю-старшему в знак благодарности за безупречную работу дорогие вина. В дальнейшем их распивали за столом во время важных событий. Но гости почему-то не восторгались элитными напитками. Однажды Жан-Батист застал сына и его друзей в погребе за распитием уникального вина и подменой его дешевым. Это перевесило чашу терпения именитого лекаря, и веселый повеса был выслан отцом из Парижа.

В дальнейшем наказание повторилось дважды. Предполагалось, что изгнание поможет прийти молодому человеку в себя и взяться за ум. В итоге Мари Жозеф был отправлен в качестве военного врача в морские боевые экспедиции.

В 1825 году Эжен начинает пробовать силы в литературе. Сначала он занимается этим от скуки, чтобы убить время. Совместно с друзьями молодой человек работает над созданием нескольких пьес.

В 1830 году умирает Сю - старший и оставляет сыну миллионное состояние. Эжен поселяется в Париже и ведет жизнь светского денди. Молодой человек сорит деньгами, посещает многочисленные салоны и все серьезнее погружается в литературное творчество.

После пьес Эжен обращается к новеллам, а затем к морским романам. Еще бы, ведь в боевых экспедициях он приобрел бесценный опыт, которым готов делиться с читателем. В произведениях этого периода просматривается влияние Фенимора Купера. Из-под пера Сю выходят истории, проникнутые романтизмом и духом приключений:  «Цыган» (1830), «Атар Гюль» (1831), «Саламандра» (1832).

Эжен быстро становится модным писателем и кумиром золотой молодежи. Войдя в образ разочарованного в жизни пессимиста, он бесконечно эпатирует публику: организовывает оргии с курением опия, строит из себя циника и сноба, устраивает шокирующие выходки.

Вдоволь насмотревшись реалий высшего света, Эжен делает неутешительные для аристократов выводы. 

В 1830-х годах писатель обращается к социальной прозе и жестокой сатире на дворянство. Все это делает Сю еще более популярным. Появляются у него и первые враги. Обиженные литературными колкостями буржуа устраивают заговор против писателя, что приводит его к разорению.

Эжен обращается к исторической тематике. В его произведениях  появляются готические черты. От исторической направленности писатель переходит к  бытовой и создает так называемые салонные, легкие творения. Роман «Матильда» (1841) приобрел такую популярность, что стал известен даже в России. Его переводом на русский язык планировал заняться Федор Достоевский.

Все это еще не основные произведения писателя, а подготовительные.

Настоящая слава пришла к Сю после создания им в 1840-х годах социально - авантюрных романов.

Сю встает на защиту простого народа и обвиняет во всех его несчастьях аристократию. В это время публикуются знаменитые романы писателя «Парижские тайны», «Вечный жид» и «Тайны народа». Произведения были написаны в жанре фельетона и печатались в газетах.

В 1848 году произошла Французская революция,
и Сю покидает Францию, поселившись в Савойе, где начинает писать и печатать новый революционный роман  - «Тайны мира», публикует едкий памфлет «Письма о католической реакции».

В изгнании у Эжен Сю начинаются серьезные заболевания, ему не хватает воздуха Франции, его любимого Парижа. 3 августа 1857 г. Эжен Сю умер при загадочных обстоятельствах. Смерть его пришлась на момент кратковременного отъезда местного врача и друга писателя. В качестве причины смерти фигурировало отравление, но эта версия так и не была подтверждена документально, так как похороны Э. Сю прошли в спешке и вскрытие не производилось.

Знаменитый химик и медик, социалист, герой революций 1830 и 1848 годов Франсуа Венсан Распайль прямо заявит вскоре, что Э. Сю был отравлен, и вопрос только в том, чем его отравили – мышьяком или сулемой. Покрывало тайны над смертью Эжена Сю приоткроется только в 1863 г., когда в Лондоне выйдет анонимная брошюра (позже выяснится, что автором ее был близкий друг Э. Сю и его секретарь в последние годы жизни, эмигрант Пьер Везинье, впоследствии – член Парижской Коммуны).

В брошюре рассказывалось, что убийство Эжена Сю по специальному указанию Наполеона III осуществила двоюродная сестра Наполеона, известная авантюристка Мари де Сольмс. Мари создала себе репутацию изгнанницы и пыталась  втереться в доверие революционной эмиграции. Ей удалось влюбить в себя Эжена Сю, стать его любовницей и, найдя удобный момент, отравить.

Сразу после смерти Сю Мари де Сольмс возвращается в Париж, где Наполеон III осыпает «изгнанницу» милостями. Император запрещает публиковать какие-либо сообщения о смерти Э. Сю – даже и ругательные. Более того, он использует все свое влияние на правительство Бельгии (Брюссель -  основной центр эмиграции), чтобы не допустить и там появления некрологов на смерть писателя. И после смерти Эжен Сю вызывал ненависть у врагов.

 «Человеческая  душа  -  книга за семью печатями»  Эжен Сю