Вы здесь

Современные подходы и новые формы в краеведческой работе

Особенности туристских ресурсов библиотеки

Формируя ресурсную базу краеведческого туризма, библиотекам следует помнить, что ведущее место занимает культурно-познавательный туризм. Культурно-познавательный туризм — это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его кругозор. Библиотека обеспечивает формирование туристического имиджа местности, доступ местного населения и гостей к информационным ресурсам по туризму на современном и качественном уровне с использованием традиционных и новейших библиотечно-информационных технологий. В роли информационного партнёра туристическим структурам предоставляет информационные материалы и информационные продукты для буклетов, программ, экскурсий.

Информационные ресурсы, посвящённые туризму должны включать:

- информационно-библиографические ресурсы, информационные кейсы, краеведческие папки-накопители, папки-досье, а также ссылки на сайты, содержащие сведения о достопримечательностях региона и туристском сервисе;

- пресс-клиппинги (от англ. — «вырезки из прессы») печатных и электронных краеведческих материалов, подборку газетных вырезок по отдельному туристическому направлению, маршруту, отсканированных страниц печатных СМИ и копий компьютерного экрана интернет-сайтов, содержащих публикации по интересующим темам;

- мультимедийную продукцию, аудио- и видеоматериалы и др.;

- интерактивные путешествия, тексты экскурсий;

- фрагменты художественных, музыкальных произведений;

- электронные презентации, фотоальбомы;

- картографическую и справочную информацию;

- листовки, памятки, буклеты и др.

Информационные ресурсы желательно представить широким спектром изданий и публикаций о географическом положении края и его особенностях, природных и исторических достопримечательностях, легендами, народными сказаниями, поэтическими сборниками, посвящёнными знаковым местам региона и др. Расширить представления о туристической привлекательности региона помогут электронные презентации, которыми сопровождаются практически все библиотечные мероприятия краеведческой тематики. В каждой библиотеке БС накоплена собственная коллекция таких презентаций, виртуальных экскурсий, где можно найти материалы об истории населённого пункта, о памятниках и памятных местах, о знаменитых личностях края и др. Все это, в том числе памятные буклеты об интересных исторических местах населенных пунктов, земляках, видеоролики к юбилеям библиотеки, и является туристическим ресурсом библиотеки. Развитие информационных технологий позволяет библиотекам предоставлять на сайтах уникальные краеведческие информационные продукты с использованием гипертекстовых, телекоммуникационных, мультимедийных возможностей: различные базы данных, интерактивные карты, викторины, летописи населённых мест, хроники, виртуальные выставки, путеводители и др. На сайте БС можно создать «Бюро информационного сопровождения туриста», где пользователи знакомятся с туристскими ресурсами и культурным наследием региона. При этом можно изучать информационные краеведческие потребности пользователя, отслеживая посещаемость сайта. Используя социальные сети, блоги и другие сервисы, библиотеки продвигают краеведческую информацию, формируют у населения интерес к краю, потребности в библиотечных сервисах, привлекают пользователей на свои сайты или порталы, сотрудничают с другими учреждениями в размещении уникальной краеведческой информации.

Экскурсионное обслуживание

В последнее десятилетие общедоступные библиотеки активно встраиваются в развивающуюся туристическую инфраструктуру своих регионов, реализуя себя в информационном обеспечении краеведческого туризма, а также в самостоятельном проведении краеведческих экскурсий. Многие отечественные публичные библиотеки рассматривают в качестве приоритета именно информационное сопровождение туристической деятельности, что в большей степени соответствует традиционным представлениям о назначении библиотек. Туристские предприятия испытывают необходимость в оперативном получении разносторонней объективной информации об объектах культурного туризма, необходимой для разработки маршрутов, о событиях туристской жизни, о новинках специальной литературы.

Для подтверждения социальной значимости библиотек БС, спроса населения на новые социокультурные услуги, расширения круга пользователей и партнёров необходимо использовать успешный опыт коллег в сфере краеведческого туризма как стимул дальнейшего развития краеведческо-экскурсионной деятельности. Организация такой библиотечной деятельности предполагает разработку и проведение обзорных (многоплановых) и тематических экскурсий.

Экскурсия (от лат. excursio поездка) коллективное посещение достопримечательных мест, музеев, и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом. Методика проведения экскурсии — это умение показать достопримечательности, знаковые места, памятники истории и культуры, умение рассказать о них и связанных с ними событиях. В обзорных экскурсиях даётся комплексная характеристика населенного пункта: природа, история, население и культура, хозяйственные достижения, выдающиеся земляки и др. с показом памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. Тематические могут быть посвящены военно-историческим событиям, этнографии, литературе, культовым сооружениям, природе, экологии и др. Наибольший интерес представляют историко-краеведческие экскурсии, например, «История возникновения шаповальства», «Из истории Дрибинщины», «Маршруты памяти» (историческая), «Могилёвщина в годы Великой Отечественной войны (историческая), «Памятники природы Дрибинщины» (экологическая) и др. К ним можно разработать тексты и буклеты с картами экскурсионных маршрутов. Интересен опыт библиотек, которые используют интерактивные формы. Например, игра ВИП–ГИД. Участникам игры предлагается попробовать себя в качестве гида-экскурсовода. В его задачу входит разработка своего маршрута для важного гостя. Маршруты пользователей могут быть оформлены в виде путеводителей, буклетов, слайдов, видео- презентаций и т.п. Эти работы могут составить краеведческую коллекцию. Экскурсии могут быть дополнены проведением встреч с известными земляками, старожилами, активной популяризацией ресурсов библиотеки.

По форме проведения выделяют:

- виртуальные экскурсии— это воображаемые посещения объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий;

- реальные — традиционные экскурсии с читателями и библиотекарем- экскурсоводом (в помещении библиотеки);

- интерактивные экскурсии со сказочными героями и кукольным театром (в помещении библиотеки);

- краеведческие экскурсии с библиотекарем–экскурсоводом вне стен библиотеки (улицы города, деревни).

Например, библиотечными специалистами ГБУКРХ «Хакасская республиканская детская библиотека» была разработана «Экскурсионная азбука Хакассии», которая представляет собой электронные экскурсии по данному региону, размещенные на сайте библиотеки. А специалистами Тамбовской областной детской библиотеки была разработана уникальная экскурсия, мобильный гид «Пешком в историю. Прогулка по Набережной». Библиотеки создают электронные игры-экскурсии, туристические паспорта экскурсионных маршрутов, пользуются такой формой как аудиогид и др.

Важным звеном в работе библиотек по культурному туризму является семья, особенно тех структурных подразделений БС, которые специализируются на семейном чтении. Поскольку в настоящее время не каждая семья имеет материальную возможность в свободное время путешествовать с детьми по историческим местам республики, на помощь приходит библиотека с предложением виртуальных экскурсий.

Алгоритм подготовки виртуальной экскурсии

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Сканирование фотографий или других иллюстраций,

необходимых для представления проекта.

7. Составление маршрута экскурсии на основе видеоряда.

8. Подготовка текста экскурсии.

9. Определение техники ведения виртуальной экскурсии.

10. Показ экскурсии.

Развитие в библиотеках экскурсионной работы формирует привлекательность библиотеки для жителей, раскрывает содержание и смысл деятельности библиотеки, показывая неисчерпаемые возможности книжного богатства, служит средством формирования информационной культуры, удовлетворению интеллектуальных потребностей экскурсантов- пользователей, способствует продвижению книги и чтения, привлечению в библиотеки новых читателей. Освоение библиотеками краеведческого туризма сопряжено с необходимостью дальнейшей разработки информационных краеведческих материалов, включающих тексты туристических экскурсий, сценарии маршрутов, листовки, памятки, буклеты, электронные издания, видеоматериалы и др.

Массовая работа библиотеки

Библиотечный туризм- это необычно, интересно и доступно. Но тема не так нова, как кажется. Ещё на заре ХХ века библиотековеды говорили о развитии местных (краеведческих) отделов, изучении истории и быта инородцев (Н. А. Рубакин), использовании экскурсий на природу, промышленные объекты, в исторические места, создании музейных экспозиций (Л. Б. Хавкина). Туристическая деятельность библиотек многообразна. Спектр перспективных направлений краеведческого туризма в работе библиотек может быть представлен как:

- «Библиотечное пространство как привлекательный объект туризма» (презентации творчества местных художников, экскурсии по выставкам работ местных художников и народных умельцев и др.);

- Экологический туризм;

- Исторический туризм;

- Литературный туризм;

- Спортивный туризм и др.

Можно отправиться по следам любимого литературного героя, устроить паломничество к посвящённому ему памятнику. Ведь любая Книга приглашает нас в путешествие по своей Вселенной, в Мир Автора и его читателей. Для этого путешествия не нужно ехать за тридевять земель: достаточно найти ближайшую Галактику в лице библиотеки, где собрано множество книжных созвездий. Одной из форм туристско-краеведческой деятельности являются массовые мероприятия, способствующие формированию знаний по истории, природе родного города, своих земляках, а для молодёжи — в профессиональной ориентации, социальной адаптации, разумном использовании свободного времени. Можно привести множество примеров электронных викторин, onlain-викторин «Знатоки города», мультимедийных видео-путешествий, размещённых на сайтах библиотек «Читаем и путешествуем».

В библиотечную практику прочно вошли интерактивные формы работы: игры «Находчивый путешественник», краеведческие интеллект-игры «Где эта улица, где этот дом?», экологические игры «Ты турист, да я турист, вместе мы туристы», туристские викторины, круизы, исторические путешествия. Популярны электронные альбомы «Родные милые места» (музыкальное путешествие), музыкальные фотоальбомы, электронные альбомы «Летописи населенных мест в фотодокументах» с фотоматериалом из периодических изданий, медиа-истории создания архитектурных памятников города, выставки-экспозиции «Вещи с историей» и др. Одной из популярных форм является выставка-путешествие, как правило, с атрибутикой географических объектов или культурных брендов территории в рамках представленных маршрутов. Проводятся мастер-классы по скрап-букингу (созданию тревел-бука или тревел-блокнота). Как правило, путешественники, возвращаясь из поездок, привозят различные рекламные проспекты, программки от посещений экскурсий, театров, открытки с автографами и другую продукцию, которая ещё длительное время будет способствовать сохранению информации о путешествии. Создание тревел-бука помогает систематизировать и сохранить всё самое интересное и важное на длительное время. Замечательная идея выставки-макета «Литературный регион», где архитектурные объекты и названия улиц показали книги. Макет «Литературного региона» располагался на берегу реки (В. Шишков «Угрюм река»), украшением которой стал дом на набережной (Ю. Трифонов «Дом на набережной») и т. д. Ключевым объектом выставки-макета стало здание библиотеки.

Таким образом, сохраняя культурное наследие и традиции, используя инновационные формы подачи краеведческого материала, библиотеки вносят свой вклад в приобщение населения к истории родного края. Проникая во все сферы нашей жизни, туризм меняет представление не только об окружающем мире, но и способствует партнёрству и сотрудничеству библиотек со всеми заинтересованными структурами. От нас, библиотечных специалистов, от наших компетенций, желания меняться, узнавать и внедрять в библиотечную практику все новое, зависит востребованность и качество библиотечного сервиса, интерес пользователей к новым культурным услугам в библиотеке.

 

Интернет-ресурсы

Башкова, Н. Г. Культурный туризм как библиотечный бренд:

методическая консультация Новозыбковская ГЦБС [Электронный ресурс] //

Nowbibl.ru [сайт]. — Режим доступа: http://nowbibl.ru/2016/06/kul-turny-jturizm-kak-bibliotechny-j-brend/

Библиотека + туризм = событие[Текст]: методические рекомендации

по организации событийного библиотечного туризма / Упр. культуры и

архивного дела Тамб. обл.; ТОГБУК «Тамбовская областная детская

библиотека»; сост. Т. А. Кондранина. — Тамбов, 2017. — 21 с. —

[Электронный ресурс] // Tambovodb.ru [сайт]. — Режим доступа:

https://tambovodb.ru/joomla/images/docs/publish/2017sob- turism.pdf

Библиотека и краеведческий туризм: современные подходы [Текст] :

метод. рекомендации / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл. ; Тамб. обл.

универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, научно-метод. отд.; сост. Н. В.

Аверьянова, ред. И. С. Мажурова, отв. за вып. Л. Н. Патрина. — Тамбов,

2017. — 35 с. — [Электронный ресурс] // Tambovlib.ru [сайт]. — Режим

доступа: http://www.tambovlib.ru

Библиотека и туризм: импульс взаимодействия: методическое

пособие / ГБУК СК «Ставропольская краевая библиотека для молодежи

имени В. И. Слядневой; сост.: М. В. Колгина, Л. А. Халкечева; отв. за

вып. Л. Ф. Игнатова. - Ставрополь, 2017. - 38 с.- [Электронный

ресурс] // Stavkub.ru [сайт]. — Режим доступа:

http://www.stavkub.ru/docs/tourism.pdf

Библиотека и краеведческий туризм: современные подходы[Текст]

: метод. рек. / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл. ; Тамб. обл.

универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, науч.-метод. отд. ; сост. Н. В.

Аверьянова, ред. И. С. Мажурова, отв. За вып. Л. Н. Патрина. — Тамбов,

2017 — 35 с. — [Электронный ресурс] // Tambovlib.ru [сайт]. — Режим

доступа: http://www.tambovlib.ru

Библиотеки как информационные центры культурного и

экологического туризма[Электронный ресурс] // Book.uraic.ru [сайт]. —

Режим доступа: http://book.uraic.ru/files/metod/obzor/biblioteki_i_turizm.htm

Киселёва, Л. Б.ПутешествиеПлюс: социокультурные проекты

библиотек Хабаровского края как инструмент развития культурного туризма

[Электронный ресурс] // Fessl.ru [сайт]. — Режим доступа: https://fessl.ru/docsdownloads/NMO/pppub.pdf

Краеведческий туризм в библиотеке:задачи, направления, формы.

Ресурсы по краеведению и туризму на портале ЧОУНБ — http://chelreglib.ru/

Краеведческо-экскурсионная деятельность библиотек: сборник

методико- библиографических материалов / авт.-сост. Е. С. Бурлакова;

ГБУК «ООУНБ им. Н. К. Крупской». — Оренбург: РИО ООУНБ им. Н. К.

Крупской, 2015. — 56 с. — [Электронный ресурс] // Portal.orenlib.ru [сайт]. —

Режим доступа: http://portal.orenlib.ru/up/article/file/kraeved_eks_dejatelnost_bibliot...

Методика проведения экскурсии средствами библиотеки:

методическая консультация/ Краевое государственное бюджетное научное

учреждение культуры «Дальневосточная государственная научная

библиотека». Отдел «Центр доступа к электронным ресурсам и

межкультурных коммуникаций»; сост. А. Н. Солодкина. — Хабаровск, 2017.

— 18 с. — [Электронный ресурс] // Fessl.ru [сайт]. — Режим доступа:

https://www.fessl.ru/docs-downloads/07_17/MPEB.pdf

Методические материалы в помощь организации туристско-

информационной деятельности муниципальных библиотек Белгород-

ской области:[ Электронный ресурс] // Bgunb.ru [сайт]. — Режим

доступа: http://www.bgunb.ru/sources/Publishing/13.07.2012_13_53/turistskoinformatc.

pdf

Туристский калейдоскоп: материалы из опыта работы/ автор-

составитель. — Хадеко Наталья Васильевна, методист ГУО «ЦДТ г.

Чашники» Витебская область [Электронный ресурс] // Mognovse.ru [сайт]. —

Режим доступа: http://mognovse.ru/brn- viktorina-po-turizmu-i-kraevedeniyumir-

vokrug-nas-igra-na.html

Туристский калейдоскоп:сборник сценарных разработок массовых

мероприятий и дидактических материалов по туристско-краеведческой

работе [Электронный ресурс] // Infourok.ru [сайт]. — Режим доступа:

https://infourok.ru/sbornik- meropriyatiy-pomosch-pedagogu-dopolnitelnogoobrazovaniya-

po-turizmu-602223.html

Чернявская, Н. Л. Продвижение территории через публичные бренды :

публичные библиотеки в поисках новых возможностей [Электронный ресурс] //Lib.omsk.ru [сайт]. — Режим доступа: http://lib.omsk.ru/libomsk/node/3596 .