Вы здесь

Буклук и книжный челлендж

Что же такое буклук? Буклук– это книжный натюрморт, фотопортрет книги».  Или даже фотосессия для книги. А если быть совсем точным, то это снятая на фотоаппарат композиция, центральным элементом которой является книга. При этом используются самые различные выразительные средства, атрибуты и элементы декора, которые ярко раскрывают содержание книги и побуждают к чтению. Дословно от английского «book» – книга и «look» – образ, вид, взгляд.

На первый взгляд всё просто: вот – книга, вот – фотоаппарат. Придумывай и фотографируй. Но, на деле не все так просто. Надо продумать фон, который бы не отвлекал внимание от создаваемой композиции, подобрать детали и элементы, которые так необходимы в некоторых композициях, и выбрать правильно ракурс и освещение. В общем, нужно немного поэкспериментировать.

Надо помнитькнига в буклуке является главной, основной частью композиции, а всё остальное лишь дополняет картинку, работает на раскрытие образа. Ракурс съёмки буклуков, как правило, верхний, что и понятно - книга обязательно должна быть видна хорошо, чтобы все надписи на переплёте можно было прочесть.

Каким устройством снимать, не так уж важно, вполне подойдёт самый простой фотоаппарат, телефон.

Создаем буклук

1. Залог успешной фотографии ― красивый фон. Основой фона может быть бумага для скрапбукинга, тканое полотно, панели и др. Самое главное, чтобы выбранный вами задний план не отвлекал внимание от создаваемой композиции

- Идеальный белый ― это классический фон для фотографии, который удачно подойдет для 80% снимков.

- Фанера ― очень интересный и легкий материал для фона.(можно сделать в сервисе картинку фанеры)

- Крафт-бумага ― универсальный фон. Использовать можно её в качестве ровной поверхности или немного помятой.

- Окружающий мир. Даже окружающий мир может стать для Вас как фоном, так и реквизитом. Книга на фоне извивающихся ветвей? А что насчет книги на лавочке в уютном парке? Почему бы и нет?

2. Попробуйте экспериментировать с композицией.

Меняя ракурс и угол, Вы можете найти именно тот, который будет идеально соответствовать вашему замыслу и настроению.

3. Продумайте свет, который будете использовать.

Можно ограничиться естественным светом от окна, чтобы получить мягкое и спокойное освещение. Кому-то будет удобнее работать с настольной лампой, свечами, фонарем необычной формы и дизайна. Так можно будет создать атмосферу таинственности и даже мистическое настроение. На заметку любителям мистики и фэнтези!

4. Фотографировать исключительно книги может быть не очень интересно.

Один из критериев творческих работ – наличие интересных атрибутов и деталей для оформления, использование выразительных средств, соответствующих восприятию автора. Попробуйте добавить мелкие детали, которые оживят кадр: чашку кофе, засушенные цветы, красивую закладку, старые игрушки, листы рукописи и т. д. Вариантов может быть масса. Попробуйте перекладывать предметы, добиваясь идеальной композиции. Вы также можете создать коллаж с фотоработами, но помните, что на фотографии должно быть изображено не более 4 книг. Рекомендовано редактирование (обработка) фотографий с помощью различных фотоэффектов и фильтров, функций цветокоррекции, с применением «стикеров» и др.

5. Для этого Вы можете воспользоваться бесплатными онлайн фоторедакторами

SUPA - https://supa.ru/?ysclid=ld1b25xsmc140734501

Создание видео и изображения для соцсетей, рекламы, мессенджеров

RETOUCHER- https://retoucher.online/ru

Удалить фон онлайн бесплатно в один клик

Editor.Pho.to - https://editor.pho.to/ru/edit/

Мгновенная онлайн обработка фотографий (сервис можно установить на русский язык, можно без регистрации, сделать онлайн)

Буклук -  это увлекательный вид творчества, который популяризирует книги и чтение.

Книжный челлендж

(англ. Challenge)— жанр интернет роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей.  Что такое «книжный челлендж»?это привлечение внимания пользователя в игровой форме, к библиотеке.  Представить фонды и развлечь читателей.       

            «Книжный челлендж», или по-русски, книжный вызов - это популярный формат состязания по чтению, которое легко устроить среди читателей библиотеки. Читатели берут книги, объединённые какой-то идеей или просто указанные в списке (расписании), и бросают себе вызов: «смогу ли я прочесть эти книги за отведённое время?!». Слово «челлендж» вошло в современную культуру благодаря социальным сетям. Это особый жанр вирусного видеоролика, в котором автор выполняет на камеру некий трюк и предлагает сделать то же самое одному или нескольким людям. Популярное развлечение среди пользователей сети, преимущественно молодых людей, обросло множеством новых форм, и «книжный челлендж» - одна из них. Для проведения челленджа от библиотеки не требуется ничего, кроме интересной темы и книг.

Суть челленджа проста: читателям предлагается список из определенного количества пунктов. Каждый пункт – это не конкретная книга, а категория, под которую может подходить большое количество изданий. Цель челленджа – выполнить все пункты, то есть прочитать книги, подходящие к каждой заявленной категории. Доказательством того, что книга прочитана участником, является новая рецензия в социальных сетях, которая помечается специально заявленным хештегом.

Зачем принимать участие в челлендже?

Книжный челлендж - это выход за рамки привычного. Пользователи на многие книги, которые вы прочитаете в рамках челленджа, вы могли не обратить внимания. Вы можете найти нового любимого автора или открыть для себя целый жанр!

Примеры книжных челленджей

 Книга в названии которой упоминается погода

В названии книги должно присутствовать слово, обозначающее погодное явление, - дождь, снег, ветер, мороз. Слова могут быть в любом падеже, производные также засчитываются (например, "морозный", "ветреный", "солнечный").

Книга с диким животным на обложке. Под диким животным подразумеваем млекопитающих, живущих в дикой природе. Допустимо читать книгу в издании с обложкой без животного, если есть другое издание этой книги с животным. В таком случае к отзыву необходимо приложить обложку с животным в качестве подтверждения.

Книга, где главные герои – дети. Главными героями книги должны быть дети и подростки до 18 лет. Не засчитываются книги, где главные герои взрослеют, и основные события происходят, когда они уже взрослые.

Книга с длинным названием (более 5 слов).Слова в названии могут быть любыми, главное, чтобы их было не меньше 5. Книги с двойными названиями засчитываются (например, "Хоббит, или Туда и Обратно"), если такой вариант названия напечатан на обложке хотя бы в одном издании книги.

Первая книга трилогии. Засчитываются первые тома книжных серий, состоящих именно из 3 книг. Книги, не входящие в основную трилогию (например, приквел), не засчитываются.

Составление пунктов списка

Челлендж начинается со списка пунктов-категорий, к которым нужно прочитать книги, – это основа проекта, его содержание. Составить их не сложно, но важно подойти к этому ответственно и с фантазией. Список должен быть таким, чтобы хотелось начать читать!

            Не копируйте чужойсписок. Список категорий челленджа – его лицо. Чтобы сделать челлендж действительно своим, придумайте свои категории. Если вы скопируете пункты популярного челленджа, ваш плагиат точно не останется незамеченным. Если предложите свои оригинальные и интересные пункты – шанс запомниться в сети повышается. 

            Выберите количество пунктов. Сколько книг нужно прочитать в рамках акции? В этом вопросе ориентируйтесь на своего читателя и на срок челленджа (не обязательно делать челлендж годовым). Будет нелишним запустить опрос в соцсетях – анонсировать проект и спросить читателей, сколько книг им комфортно было бы прочитать за тот или иной период.

              Определитесь с важным.При составлении пунктов подумайте, к каким книгам вам как библиотеке важно подтолкнуть читателя? У челленджа может быть не только функция продвижения чтения, но и просветительская. Максимально используйте его возможности.

Например, обратите внимание участников на литературу своего края. Единственным пунктом, который есть в списках и того, и другого года, стала «Книга из библиотеки» - потому что нам важно, чтобы у библиотек было больше читателей.

Расширяйте горизонты. Челлендж – это в первую очередь про новые жанры и расширение читательских вкусов. Обязательно включите в свой список категории книг, которые ваши читатели выбирают редко. «Комикс» или «Книги young adult». Вы можете включить что-то свое – от автобиографий до народных сказок.

Работайте сообща и обсуждайте. Мы советуем составлять список совместно с коллегами. Разделите количество пунктов между собой. Нескольким людям будет проще разработать разнообразные интересные пункты, чем одному. Лучше всего, если вы придумаете больше пунктов, чем нужно, а потом обсудите их вместе. Не все пункты, которые изначально придумывали мы, были удачными: некоторые были не слишком интересными, другие – слишком узкими. Обсуждение помогает выявить такие моменты.

Дизайн тоже важен! Список – лицо челленджа, и важно сделать его красивым, с узнаваемым стилем. Основные элементы - это логотип вашей библиотеки, сам список (обязательно с пустыми квадратами для галочек), хештег челленджа. можно сверстать хороший список в специальных довольно простых бесплатных программах – например SUPA

Вот несколько направлений, определяя которые можно создать пункты списка:

o Обложка (часы на обложке/красная обложка/черно-белая обложка)

o Название (книга с названием из одного слова/книга со словом «жизнь в названии/книга с цветом в названии)

o Автор (книга автора родом из Европы/книга, написанная журналистом)

o Жанр (детектив/нон-фикшн/пьеса)

o История книги (книга, получившая премию/книга, которую экранизировали/книга, которая была запрещена)

o Личная история читателя (книга, которую бросили читать/любимая книга друга)

o Место или время действия (книга с событиями в герметичных условиях/книга, действие которой происходит в школе/книга, действие которой происходит в Средневековье)

o Герои (книга, где главный герой – кот/книга про братьев)

o Предмет (книга о спорте/книга о моде)

o Формат (книга в письмах/книга от первого лица)

o Объем (книга в трех томах, книга с более 500 страницами)

Определение механики челленджа

Важно четко прописать правила челленджа. Даже если вам кажется, что условия участия очевидны, необходимо их зафиксировать. Посмотрите на челлендж глазами участника и пройдите этот путь вместе с ним. Какие вопросы могут у него возникнуть? Правила должны содержать исчерпывающую информацию обо всех этапах участия.

·        Опишите суть челленджа. Для тех, для кого формат челленджа в новинку, обязательно пропишите, что вообще это такое и зачем в нем участвовать.

·        Продумайте начало участия. Механизм включения в челлендж и учета рецензий должен быть максимально удобным и простым. Лучше всего для этой цели ввести хэштег челленджа. Проследите, чтобы он был уникальным.

·        А теперь подумаем о книгах. Определите, какие книги могут выбирать участники для прочтения в рамках челленджа. Чтобы участие в челлендже было справедливым, важно продумать допустимый объем прочитанного, чтобы участники не закрывали пункты короткими рассказами. В остальном находите компромисс между собственными предпочтениями и удобством участников. Например, вы можете ввести правило, что все книги должны быть из вашего фонда, но тогда вы исключаете возможность участия людей из других городов. Это допустимо, если цель вашего челленджа – работа с уже существующими читателями. Но если вы хотите, например, расширить базу подписчиков ваших сообществ, то таких ограничений лучше не делать.

·        Составьте требования к рецензии. Рецензия должна показывать, что человек действительно прочитал книгу. Поэтому можно ввести определенные требования к рецензии, которые помогут достичь этой цели. Например, установить объем или прописать, что только описание сюжета книги не будет засчитано. Определите для себя, хотите ли вы, чтобы автор рецензии аргументировал свой выбор книги под конкретный пункт. Но мы не рекомендуем вводить много требований к рецензии – в конце концов, это рецензия – это вольное изложение своих мыслей. Большое количество требований отпугнет участников.

·        Расшифруйте пункты. Мы рекомендуем к каждому пункту составить расшифровку – пояснение, какие книги могут быть засчитаны под тот или иной пункт, а какие – нет.

Даже если вам кажется, что вы ввели вполне понятный пункт, при ближайшем рассмотрении все может оказаться не так просто. Возьмем для примера один из наших пунктов – «Книга с часами на обложке». У читателей может возникнуть масса вопросов. Могут ли это быть песочные часы? А циферблат без стрелки считается часами? А часовой механизм без циферблата? Все эти тонкости и нужно определить, а после указать в расшифровке.

·        Сделайте правила видимыми и заметными. Все вышеперечисленное должно быть собрано на одной странице и размещено ВКонтакте. Главное – проинформировать участников о том, где они могут найти правила.

·        Ведите учет участников. Периодически проверяйте рецензии и вносите их в специальную таблицу, чтобы точно понимать охват челленджа.

Продвижение челленджа

·        Подготовьте хороший старт. Нельзя просто выложить анонс челленджа и дожидаться участников. День анонсирования челленджа нужно определить заранее и хорошо к нему подготовиться. Вот каналы, которые можно использовать:

o Внутренние онлайн-каналы. Все ваши соцсети, сайт, блоги, рассылка – все, что вы ведете и делаете.

o Внутренние офлайн-каналы. Не забудьте распечатать список, повесить его в своих помещениях и попросить сотрудников кафедры рассказывать посетителям.

o СМИ. Разошлите анонс дружественным СМИ. Если таковых нет, можно разослать пресс-релиз тем, кому это может быть потенциально интересно (районные СМИ, те, кто о вас писал или пишет, те, кому интересна книжная тематика).

o Тематические группы. Во всех соцсетях можно поискать тематические книжные сообщества и предложить там разместить новость о вашем челлендже.

·        Используйте нужные хештеги. В русскоязычной сети есть сформированное книжное сообщество, которое использует определенные хештеги. Используйте хештеги # #мирдолжензнатьчтоячитаю, чтобы вас заметили и поддержали члены этого сообщества.

·        Поддерживайте внимание. Челлендж – это акция, рассчитанная на длительное время. Важно периодически напоминать о его существовании.

Спасибо за внимание!

Использованные ресурсы:

https://www.svetlovka.ru/projects/knizhnyy-chellendzh-2023/ 

https://ppt-online.org/704357

https://www.svetlovka.ru/to_colleagues/metodicheskie-materialy/knizhnyy-...