Вы здесь

Беседа – дискуссия «Библиотека без границ: современные формы внестационарного обслуживания пользователей»

Сл.1,2.  В России внестанционарное библиотечное обслуживание возникло в начале 20 века. Резолюция  Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу 1911г. подчеркнула необходимость общественных передвижных библиотек или отдельных книгохранилищ  для обслуживания мелких поселков, например, в виде специальных фургонов с возчиками библиотекарями, которые должны совершать еженедельные объезды своего района. Не теряет актуальности это направление деятельности  сегодня. Внестационарное обслуживание предназначено для людей, которым трудно посещать библиотеку  по состоянию здоровья или по возрасту, для географически отдаленных пользователей, для коллективных абонентов по месту их работы, для тех, кто находится в условиях особого режима, для привлечения широкого круга читателей (прохожих, пассажиров), для всех желающих – в качестве платной услуги.

Сл 3. Виды внестационарного библиотечного обслуживания – пункты выдачи и обмена литературы, передвижные библиотеки, книгоношество, буккросинг.

Сл 4. Книгоношество – одна из старейших форм внестационарного обслуживания. Она используется для доставки изданий инвалидам и людям преклонного возраста. Книгоноша – штатный работник или постоянный читатель, который занимается доставкой библиотечных изданий пользователям, тем самым обеспечивая доступ к фонду гражданам, которые хотели бы посещать библиотеку, но не могут этого делать по состоянию здоровья. Запись читателей и выдача изданий производится в соответствии с правилами, принятыми в стационарной библиотеке. На каждого человека, обслуживаемого на дому, заполняется формуляр, в котором регистрирует выдачу или возврат литературы. Книгоношество способствует сохранению числа пользователей библиотеки. Но главное – играет гуманную роль, помогает пожилым и немощным людям через чтение и общение поддерживать социальные связи.

Сл 5. С целью удовлетворения потребностей жителей отдаленных  населенных  пунктов, входящих в зоны обслуживания стационарных библиотек организуются пункты выдачи в детских садах, школах, ДК, на предприятиях, фермах, в магазинах. На каждый пункт выписывается формуляр с перечнем выданных книг, заключается договор о библиотечном обслуживании. Все документы и статистические отчеты хранятся в отдельной папке стационарной библиотеки. Сведения об общем числе взятых и возвращенных книг фиксируются в соответствующих графах формуляра и скрепляются подписями, библиотекаря, выдавшего и принявшего единицы хранения, и читателя, получившего или вернувшего их.

Сл 6. Коллективный абонемент – форма организации и обслуживания коллектива. В качестве примера, форма обслуживания коллектива  работников детского сада. Библиотекари подбирают книги по предварительным запросам воспитателей по темам «Времена года», «Праздники», «Профессии», «Сказки и сказочные герои» и оповещают их о поступлении новинок детской литературы. Для них оформляются книжные выставки, проводятся рекомендательные обзоры литературы.

Сл 7. В последнее время в библиотеках получили распространение летние читальные залы. Библиотекари проводят в них массовые мероприятия. Дети и взрослые встречаются с книгой на открытом  воздухе. Для детей можно организовать программу чтения «Летний библиодворик», где можно проводить подвижные и интеллектуальные игры, викторины, громкие чтения и многое другое. Примеры: квест «Приключения Незнайки и его друзей», турнир книгочеев «Книжная карусель», познавательно – игровое занятие «Краски лета», краеведческая игра «Дорогами предков».

Сл 8. В практике библиотек появилась такая форма внестационарного обслуживания, как «стоянка автотранспорта». Это не библиобус, здесь автотранспорт выделяется администрацией или используют свой. Маршрут, время стоянок, режим работы определяется стационарной библиотекой. Как правило, время стоянки от двух до четырех часов. Технология обслуживания ничем не отличается от принятой в стационарной библиотеке. Читатели могут обменять книги, прослушать обзор, познакомиться с новинками литературы. Сотрудник подбирает литературу по запросу, выполняет библиографические справки.

Сл 9.  Для удовлетворения на основе всех форм внестационарного обслуживания требований читателей используется фонд внутрисистемного обмена книг. Впервые отдел ВСО применяет  передвижные книжные выставки.

Сл. 10 Библиотекам важно не утерять свои позиции, а наоборот приблизиться к каждому потенциальному  пользователю вне зависимости от его возраста и физического состояния. В этом деле, несомненно, могут помочь различные формы внестационарного обслуживания  - и новые, и те, что существуют более ста лет  и постоянно развиваются.