Вы здесь

«Здравствуй, Книжкина неделя!»

 

В течение семи дней мартовских школьных каникул библиотеки, работающие с детьми, встречают своих лучших читателей. Неделя детской книги – праздник всех читающих ребят, независимо от того, посещают они библиотеку или нет, праздник детства, праздник для писателей, издателей и библиотекарей. Праздник любознательных детей и взрослых, влюбленных в книгу, праздник веселых приключений, новых литературных открытий, встреч с интересными людьми.

 Библиотекари стараются очередную Неделю сделать непохожей на предыдущую.

Каждый год и в каждой библиотеке Неделя детской книги проходит по-разному. У каждой библиотеки есть свое приоритетное направление в работе. Каждая библиотека самостоятельно определяет темы мероприятий (на основе опросов читателей, исходя из социальной необходимости). Темой для разговора с детьми и взрослыми могут стать книги-юбиляры, писатели-юбиляры, творчество детских писателей, удостоенных литературных премий, детская поэзия и т.д.

Дни Недели должны стать незабываемыми для читателей. Этому могут служить не только необычные мероприятия, но и оформление библиотеки. Важно, чтобы окружающая ребенка среда была обновленной и красочной, а также несла определенную информационную нагрузку в виде призывов «Читайте об этом больше», «Читай и не пожалеешь», «Хотите присоединиться?» и т.д., сообщений о лучших читателях. В библиотеке организуются книжные выставки «Богатство для тебя. Читай!», «Книги изменяют жизнь», персональные выставки лучших читателей «Библиотечные звезды», «Читатели всегда лидеры», персональные выставки читающих семей. Афиши мероприятий Недели детской книги, стенгазеты о книгах, чтении сделанные активом читателей.

Героями праздника становятся лучшие читатели. Выявить таких ребят можно на основе анализа читательских формуляров (если, конечно, формуляры не пустые, а с записями), анализа результатов различных читательских конкурсов, работы по программам. Кого вы хотите привлечь к участию в мероприятиях – решать вам. Так, например, можно вести «Книгу читательских рекордов»,  и награждать ребят по номинациям: «Самый толстый формуляр», «Самый лучший знаток сказок», «Самый вдумчивый читатель», «Покоритель лабиринтов фантастики и приключений» и т.д. Ребята приглашаются на праздники индивидуально (звонки, приглашения, объявления в библиотеке) или группами.

Открытие Недели, как правило, главный праздник, может пройти как Слет лучших читателей, или как увлекательная литературная игра  «Праздник книги». Здорово, если праздник будет ощущаться уже при входе. Детей могут встречать литературные герои, которые загадывают загадки.  Можно поставить столы, где каждый читатель попробует себя в конкурсах и розыгрышах, а можно провести опросы или рисованные анкеты. На празднике лучшие читатели награждаются Дипломами и книгами.

Неделя детской книги может состоять из тематических дней: День периодики, День сказки, День информации, День музыки, День исторической книги, День детектива, День семьи, День дошкольника, День театра, День мультфильма и др. А может и из отдельных, но необычных мероприятий.

Неделя детской книги– это увлекательные встречи с писателями, книжными героями, интересными людьми. И если в вашем населенном пункте сложно организовать встречу с писателем, то вполне можно пригласить в библиотеку интересного, увлеченного человека, проживающего в вашем микрорайоне, или «выросшего» читателя, который может рассказать о своем отношении к чтению, книге, своих читательских пристрастиях и увлечениях. А может быть это будет библиотекарь?

Такие встречи наверняка запомнятся детям. И конечно, в каждую библиотеку могут «прийти» герои книг. Это могут быть известные и любимые детьми герои или герои, придуманные библиотекарями. Главное, чтобы это соответствовало тем задачам, которые вы перед собой поставили.

Неделя детской книгидолжна оставаться праздником радостного общения, открытия новых имен, новых талантов, а может быть и незаслуженно забытых книг и их авторов.

Цель Недели – не только поощрить читающих детей и детей, занимающихся творчеством, но и привлечь к чтению детей нечитающих. Лучшим примером для детей, особенно подросткового возраста, служит пример сверстника. Поэтому можно провести в библиотеке Презентацию творчества читателей или Праздник детского литературного творчества. Дети расскажут о себе, своих успехах, читательских интересах («Книга и библиотека в моей жизни»). Из международного опыта: всем школьникам 5-6-х классов был предложен конкурс юных сочинителей. Детям были представлены несколько забавных историй, специально придуман­ных известными писателями. Вер­нее, придуманы только завязки ис­торий, а продолжить каждую должны были дети. Популяризации чтения может служить конкурс или праздник читающих семей («Любимые книги моей семьи»), а также конкурс на самый читающий класс.

Каждый ребенок, который пришел в эти дни в библиотеку (по приглашению или случайно) должен найти себе дело по душе: почитать книги, посмотреть мультфильмы, заняться творчеством. Для кого-то случайный приход в библиотеку в Неделю детской книги станет решающим, и впоследствии этот ребенок будет сам лучшим читателем.

Очень важно, чтобы активные читатели играли в организации и проведении праздника ведущую роль. Читатели среднего и старшего школьного возраста могут почитать младшим, провести игру, оформить стенгазету. А может быть, вы организуете «Читательский десант», и в дни Недели детской книги ваши читатели посетят детские сады, , детские социальные учреждения и почитают книги своим сверстникам. Это будет замечательная акция по продвижению чтения.

Неделя детской книги проводится в сотрудничестве со школьными библиотеками, учреждениями, занимающимися проблемами детей. Это делает мероприятия еще более интересными.

И все же праздник будет необычным, если и библиотекари, и читатели привнесут в него свое творчество. У каждого праздник свой.

На местном уровне допустимы различные подходы при организации Недели. Например, можно объединить все мероприятия единой темой: в Год культурного наследия народов России целесообразно посвятить Неделю детской книги фольклорным праздникам, проведению ремесленным шоу.

Возможно разделение мероприятий по дням Недели:

понедельник:старт Недели – открытие книжных выставок, старт библиотечных акций, тематические мероприятия актуального содержания;

 вторник: погружение в мир чтения – литературно - творческие встречи, представление собственного читательского опыта, проведение поэтических марафонов, возрождение традиций художественного чтения литературных произведений;

 среда:игровая деятельность юных читателей на литературном материале – день посвящается играм, конкурсам, соревнованиям, среди которых викторины, квесты, игры-путешествия, турниры и др.;

четверг:мероприятия, построенные на синтезе различных направлений искусства – заседания киноклуба, театрализованные мероприятия, литературно-музыкальные салоны и др.;

пятница:«День творчества» – ребята демонстрируют свои творческие способности, участвуя в конкурсах рисунков, поделок, стихотворений, презентаций, сочинений и т.п.;

 суббота: подведение итогов – награждение победителей, чествование лучших читателей библиотеки, размещение информации на сайте и т.д.

 В практике деятельности библиотек также встречается построение отдельных дней Недели детской книги по жанровому принципу – мероприятия посвящаются 12 определенному книжному жанру (или название соответствует форме проведения мероприятия), например: праздничный понедельник (в этот день проводятся утренники, литературные вечера, книжные дефиле, литературные розыгрыши, книжкины посиделки и т.п.);

поэтический вторник(день посвящен поэзии: конкурсы чтецов, поэтический лабиринт, час поэзии и т.п.);

юбилейная среда(проходят мероприятия, посвященные писателям и книгам – юбилярам);

 детективный четверг (примеры мероприятий: игра - поиск «Следствие начинается в библиотеке», лекции – презентации новинок детективной литературы, литературный ринг, квест и т.д.); театральная пятница (виртуальные экскурсии, театрализованные конкурсно-игровые программы, вечера - портреты, тематические вечера и др.);

 журнальная суббота(формы мероприятий: хроника литературной жизни, библиографическая карусель, библиоперформанс и т.п.);

 среди других названий дней недели – сказочный (понедельник…), загадочный, фантастический, исторический, мультимедийный и т.п.

 Интересно и увлекательно проходят мероприятия «разноцветных дней» Недели детской книги. Открыть Неделю может «красный цвет» – литературной игрой «В гостях у Красной Шапочки», выставкой «Книжка в красной обложке», изготовлением книжных закладок с изображением героев произведений, в названии которых есть соответствующий цвет (например: А. Грин «Алые паруса», П. Бляхин «Красные дьяволята», сборник «Рубиновая книга лучших сказок мира» и др.).

Во второй день«Путешествие к зеленым феям» – ребятам могут быть предложены познавательные викторины по книгам, в названии которых есть «зеленый цвет» (А. Козачинский «Зеленый фургон», А. Плешаков «Зеленые страницы», А. Волков «Волшебник Изумрудного города» и др.).

 В «желтый» день можно рисовать карту «Золотой страны книголюбов» (А. Волков «Желтый туман», В. Крапивин «Оранжевый портрет с крапинками», К. Паустовский «Золотая роза» и др.).

Сценарий праздничного мероприятия следует составить таким образом, чтобы сразу завоевать внимание юных читателей. Современных детей заинтересуют интерактивные формы проведения мероприятия, использование световых эффектов, анимационных игровых элементов. Можно предварительно провести опрос читателей, определив любимых литературных персонажей и художественные предпочтения. Полученные данные рекомендуется использовать при составлении сценария предстоящего мероприятия. Безусловно, также следует учитывать материально-технические возможности библиотеки. Возможные формы мероприятий Недели детской книги Литературный калейдоскоп – мероприятие, построенное на быстрой смене малых форм работы: информ-минутка, викторина, блиц, мини-обзор, мини-сценка и т.п. В форме литературного калейдоскопа может пройти игра-путешествие по сказкам «В стране сказочных героев». Информ-минутка поможет библиотекарю в занимательной форме рассказать о книгах сказок, которые есть в библиотеке; при наличии соответствующих ресурсов показать, как найти книгу в электронной библиотеке; отдельной темой может стать знакомство школьников с самыми известными собирателями русских народных сказок – А.Н. Афанасьевым, В.И. Далем, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым. Викторина, при проведении которой возможны следующие варианты вопросов: вставьте пропущенное слово в название сказки;

 по описанию назовите сказку и ее автора;

 узнайте сказку, в которой встречаются следующие предметы;

 назовите волшебные заклинания из сказок и т.п.

Блиц. В ходе сказочного калейдоскопа блиц-заданием может стать сочинение сказки с использованием названных ведущим слов, например: Баба-яга, дремучий лес, мудрый ворон, скатерть-самобранка, старичок, дружная семейка, месяц.  Завершением литературного калейдоскопа могут стать постановка мини-сценок по сочиненным сказкам или заранее подготовленные короткие инсценировки тех сказок, о которых шла речь на мероприятии. Литературный музей – мероприятие, рассказывающее о каких-либо редких, малоизвестных фактах, сведениях в области литературы (о книгах, пользовавшихся популярностью в прошлом, о незаслуженно забытых книгах, которые читали родители и старшие члены семьи сегодняшних школьников).

Литературное лото– специально организованное состязание в знании литературы по правилам традиционного лото. В лото играют две команды с равным числом игроков. Представитель команды выбирает из заранее подготовленного набора карточку с заданием и зачитывает вслух. Задания на карточках – тексты из литературных произведений разных авторов. По стилю повествования и содержанию играющие должны определить, из какого произведения взяты строки и кто их автор. Если ответ верный, игрок (команда) заштриховывает одну клетку игрового поля. Выигрывает команда, которая заштрихует раньше и больше клеток своего поля. Формированию умений детей выражать собственное отношение к прочитанному, открывать в литературном произведении личностные смыслы способствует и такая форма проведения тематического урока, как бенефис книги – мероприятие, устраиваемое в честь одной книги. Можно провести серию таких мероприятий или объединить в одно мероприятие представление нескольких произведений по «номинациям»: 

книга-событие– книга, вокруг которой ведется много разговоров и споров, которую нельзя пропустить, не заметить, не прочитать; ее хочется посоветовать другим ребятам, обсудить содержание;

 книга-загадка – книга, полная тайн, которые удается раскрыть только в конце повествования; читать ее увлекательно с первой до последней страницы;

  книга-открытие – книга, раскрывающая новые факты, идеи, интересные теории, дополняющая знания по предмету;

  книга-вдохновение– книга, побуждающая поделиться своими мыслями, написать продолжение, нарисовать; развивающая стремление творить;

 книга-стимул – книга, дающая стимул к развитию, заставляющая задуматься, посмотреть на привычное под новым углом зрения;

 книга-лайт – книга, идеи которой не требуют напряженного осмысления, глубины восприятия;

 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПОМОЩЬ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ НЕДЕЛИ ДЕТСКОЙ КНИГИ

Библиогид.Портал детской литературы, содержащий аннотации книжных новинок, рецензии; обзоры лучших детских книг; список детских писателей и авторов иллюстраций к книгам. ВебЛандия. Лучшие сайты для детей. Каталог лучших сайтов для детей: об искусстве и науках, животных и технике, спорте и развлечениях, музыке и путешествиях, сайты в помощь школьной программе и советы психолога исторические, литературные информационные источники.

 Ёжик в тумане: блог. Здесь кропотливо собраны ссылки на ресурсы, посвященные детскому чтению, проблемам детства, ссылки на электронные библиотеки, энциклопедии и словари. Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена. Список писателей – лауреатов Международной премии Ганса Христиана Андерсена.

Литература для детей.Русскоязычная электронная библиотека в Интернете, одна из первых и наиболее известных людей библиотек в Рунете.

Литературные портреты. Сайт Центра детской книги Библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино.

Мир энциклопедий.Каталог энциклопедий.

 Национальная электронная детская библиотека.Бесплатная легальная еженедельно пополняемая коллекция оцифрованных книг, журналов, газет, диафильмов для детей и о детях, изданных в России с XVIII по XXI вв.

ПроДетЛит. Всероссийская энциклопедия детской литературы. Постоянно пополняющаяся электронная база данных об авторах детской литературы и связанных с ней институциях (издательствах, журналах, литературных премиях, конкурсах).

 Российская государственная детская библиотека. На портале библиотеки представлены инновационный проект интерактивного телевидения РГДБ, электронные ресурсы, выставки, конкурсы, проекты.

 Хочу читать. На сайте освещаются все важные события современной детской литературы, предлагаются подборки книжных новинок, публикуются интервью авторов, иллюстраторов и издателей.

 LiBRARY.RU. Информационно-справочный портал, проект Российской государственной библиотеки для молодежи. Представлены материалы для библиотекарей и читателей, каталог библиотечных сайтов, виртуальная справка, читальный зал, новости библиотечной жизни, форум, можно читать в дороге, на отдыхе.

https://youtu.be/w1nvL-WWP2w

https://youtu.be/tJvDst5cA9w

https://youtu.be/bRC7xQNPHJI