Вы здесь

Имена в истории края

Власов Александр Васильевич (архитектор)

 Александр Васильевич Власов  - советский архитектор. Главный архитектор Киева с 1944 по 1950 г.г., главный архитектор Москвы с 1950 по 1955, президент Академии архитектуры СССР с 1955 по 1956 г.г. 

Александр Власов родился 1 ноября 1900 г. в селе Большая Коша Осташковского уезда (ныне Селижаровский район). Село стояло в окружении великолепных лесов, к тому же отец мальчика был лесоводом. Профессия отца оказала на будущего архитектора несомненное влияние. Власов всю жизнь страстно любил природу, хорошо знал породы деревьев и кустарников, был профессиональным дендрологом.

После окончания 8-й московской гимназии А. В. Власов в 1918 году поступил на архитектурный факультет Московского политехнического института, который был преобразован в Московский институт гражданских инженеров. В 1928 году он окончил архитектурное отделение этого института,  с дипломом инженера-строителя, защитив дипломный проект на тему «Дворец труда в Днепропетровске». И  сразу же включился в бурную архитектурную жизнь Москвы. Вместе с другими молодыми архитекторами Власов основал Всероссийское объединение пролетарских архитекторов (ВОПРА), претендовавшее на создание нового стиля в архитектуре.

С 1930 по 1935 года создал 12 различных конкурсных вариантов и множество проектов Комвуза на Ленинских горах. Власов много времени и сил уделял педагогической работе в Архитектурном институте (доцент и заместитель директора). С 1936 по 1950 год руководил учебой аспирантов Академии архитектуры СССР и Академии архитектуры УССР.

С юности его призванием было градостроительство и садово-парковые ансамбли. Власов обладал тонким чувством гармонизации больших пространств, умело создавая архитектурные ансамбли в единстве с окружающей средой. Примером может служить созданный им знаменитый парк им. Горького. 

Парк был открыт в 1928 году, но в то время он имел недостаточно продуманный вид. Строили его поспешно, на месте городской свалки. И уже через несколько лет руководители страны задумались о придании этому комплексу более респектабельного облика. В 1932 году была создана специализированная проектная архитектурная мастерская А.В. Власова, которой поручили разработать Генеральный план ЦПКиО (центральный парк культуры и отдыха).
Новый проект охватывал гигантскую территорию парка в его новых границах, включавших оба берега Москвы-реки от Крымского Вала до Окружной железной дороги, Воробьевы горы, четную сторону Большой Калужской улицы (ныне Ленинский проспект), Крымскую набережную и даже равнину Лужников. Главный акцент был сделан на создание Пушкинской набережной, оформлявшей правый берег Москвы-реки между Крымским и Андреевским мостами. 
Власов сумел гармонично соединить здесь город и живую природу. Молодой зодчий показал себя истинным знатоком и мастером садово-паркового искусства.

 Набережная как бы врезалась в существующий откос высокого берега и имела две дорожки для пешеходов. Одна из них проложена у самого уреза воды, другая проходит по верхней бровке откоса. Набережная акцентировалась гранитными трибунами Водной станции, причалами, лестничными сходами к воде, каскадным фонтаном со скульптурным оформлением. Архитектор дал возможность посетителям парка гулять непосредственно у воды.

Посвященная парку брошюра конца 1930-х годов сообщала: «Красиво, нарядно выглядит Пушкинская набережная. Множество посетителей парка часами просиживают на удобных скамейках, вделанных в гранит, и любуются Москвой-рекой и раскрывающимся кругом живописным видом». Парк Горького стал одним из самых масштабных довоенных проектов Москвы, по значимости сравнимым с парком «Зарядье» — в 1937 году на Международной выставке в Париже за проект ЦПКиО Александр Власов был удостоен Гран-при.

В 1935 году Власова отправляют в командировку за границу. Он  побывал в таких странах, как Италия, Франция, Греция, осматривал величайшие архитектурные памятники.
Но начинается война. В 1941-м вместе с другими известнейшими архитекторами он участвует в работах по маскировке Москвы с воздуха. Потом эвакуируется в Среднюю Азию. Но уже в 1944-м Власова направляют в Киев, переживший оккупацию и сильно разрушенный. Зодчему благоволит тогдашний первый секретарь Компартии Украины Н.С. Хрущев. Они были хорошо знакомы еще по довоенным московским стройкам, которые Никита Сергеевич курировал в качестве руководителя столичной парторганизации. В мемуарах Хрущев тепло вспоминает о Власове. Однажды, например, они вместе посетили парк «Софиевка» в Умани. Подаренный архитектором здешний пейзаж партийный лидер бережно хранил дома.

 Весной 1944 года А. В. Власов становится главным архитектором Киева. Его проект по восстановлению главной улицы города - Крещатика побеждает на конкурсе, он и был реализован. 

Поскольку столица УССР за годы войны была практически разрушена, у архитекторов появилась возможность отстроить Крещатик заново,  сохранив конфигурацию улиц, однако здания были построены совершенно новые, в стиле «сталинского ампира». Улица была создана как единый архитектурный ансамбль, при этом ширина Крещатика была увеличена до 75 метров. Были спроектированы два тротуара по 14 метров каждый, отделённые от проезжей части рядом деревьев, и знаменитый каштановый бульвар.

Новые киевские дома, в соответствии с модой, получили богатый орнамент. Для украшения фасадов использовался гранит, майолика, керамика, на некоторых домах по фасаду устанавливали скульптурные группы. Кроме центрального района Киева, Власов запроектировал также и Ботанический сад АН УССР на правом берегу Днепра, создав там впечатляющий ландшафтный ансамбль.

В 1945 году Власов был избран действительным членом Академии архитектуры Украинской ССР, а в 1947 — Академии архитектуры СССР.

В 1950 году Никита Хрущев, переезжая в Москву, забрал с собой любимого архитектора. Власов был назначен главным архитектором Москвы в 1950 году и проработал в этом качестве до 1955 года, а также начальника Управления по делам архитектуры.

Уже в 1952 году под руководством Александра Власова впервые в истории СССР реализован проект крупнейшего единого городского комплекса: район на юго-западе столицы, основной магистралью которого стал Ленинский проспект.

В 1954-м началось строительство Центрального стадиона в  Лужниках, построенный в рекордно короткие сроки. Власов здесь выступил руководителем творческой группы архитекторов и инженеров, а кроме того, лично участвовал в проектировании ряда сооружений. Архитектору пригодились наработки довоенного периода. Ведь еще в середине 1930-х годов, работая над проектом парка культуры и отдыха, Власов предусматривал на месте Лужников создание обширной зеленой зоны. Теперь эта идея трансформировалась и приобрела иные очертания. Здесь снова проявился талант Власова как ландшафтного архитектора, тонко чувствующего природу и любовно относящегося к ней. Ведь главная идея Лужников, как отмечал один из исследователей, – «мягкость и живость зеленых форм, свойственных естественному пейзажу».

Строительство, предусмотренное еще Генпланом 1935 года, долго откладывали из-за дороговизны проекта. В конце 1954 года правительство СССР приняло решение осушить низину и строить в Лужниках стадион. На его главной арене с трибунами на 100 тысяч зрителей летом 1957 года должно было состояться открытие VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.  За два года нужно было построить Большую и Малую спортивные арены, плавательный бассейн, крытый Дворец спорта. А еще – облагородить запущенную местность, оборудовать пристани для теплоходов, создать современную инфраструктуру. Поборник классической гармонии, академик Власов придал «Лужникам» черты «советского Колизея», стилизовав арены под античность.

 Сооружение стало вехой в развитии отечественной архитектуры. При возведении активно использовались конструкции из сборного железобетона. У крупного здания практически отсутствует внешний декор, что для того времени считалось едва ли не революционным подходом.  Александру Власову и другим членам авторского коллектива за этот труд была присуждена Ленинская премия.

Все работы А. В. Власова представляют собой органичное соединение архитектуры, скульптуры и живописи. Мастер очень трепетно относился к идее синтеза искусств, считая ее необходимой для любого вида творческой деятельности. В своем творчестве Власов сочетал внимание и любовь к мельчайшим деталям, создавая филигранное кружево в камне (Белый зал Центрального Дома Архитектора), с размахом градостроительных композиций, превращающихся в изумительные городские парки.

 Еще один проект Власова Крымский мост. Крымский мост, построенный Власовым в соавторстве с инженером Борисом Константиновым. Упоминания о нем можно найти и в справочниках по архитектуре московского конструктивизма. В одном из них читаем: «Крымский мост – единственный московский мост, спроектированный в новаторских формах, отразивших переход от авангарда к классике. По размеру пролета (168 метров) мост входил в свое время в число самых больших в Европе». Мост получил своё название от древнего Крымского брода, через который переправлялись крымские татары при набегах на Москву.

Мост был открыт 1 мая 1938 г. Тип конструкции, который использовали инженер Б.П. Константинов и архитектор А.В. Власов при проектировании Крымского моста, оригинален и редко встречается в мировой практике: его пилоны, каждый высотой 28,7 метров, стоят отдельно и по верху не соединены. Через верх проходят цепи, закреплённые в устоях на концах моста. Полная длина каждой цепи 297 м, общая масса металлических конструкций около 10000 тонн.

В 1955 году Власов был избран президентом Академии архитектуры СССР.

С 1960 года Власов возглавляет Управление по проектированию Дворца Советов. Варианты конкурсных проектов Дворца, выполненные Власовым, произвели на архитектурную общественность огромное впечатление своей новизной и свежестью. Эти проекты подсказали многим другим архитекторам идею свободного размещения объемов в ограниченном пространстве.

В 1961 году, на III съезде Союза архитекторов, А. В. Власов был избран первым секретарем Союза архитекторов СССР.

Власов является автором (как единственным, так и в составе творческих коллективов) свыше ста пятидесяти проектов и построек. А. В. Власов воспитал многих архитекторов, ставших впоследствии ведущими мастерами советского зодчества.

Власов был отмечен многими наградами и почетными званиями — двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, тремя медалями, званиями лауреата Ленинской премии (за комплекс в Лужниках) и Государственной премии (за разработку методов отделки зданий).

Но жизненный путь оказывается короток. Александр Васильевич умер 25 сентября 1962 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. 

Он вошел в историю как один из самых ярких отечественных архитекторов середины ХХ века. Архитектура Александра Васильевича Власова оставила заметный след в облике столицы России.

 

Библиография:

Власов Александр Васильевич // Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1971. – Т.5. – С.150

Тверские памятные даты на 2000 год/ТОУНБ им. А.М.Горького. – Тверь, 1999. – Режим доступа:/ http://tverlib.ru/ru/

Исаенкова Т. «Лужники и наш район: что общего//Верхневолжская правда (Селижаровский район). – 2018. – 12 июля.

Галямин Е. Человек-эпоха//Тверская Жизнь. – 2010. – 1 дек.